Е.И. КОЗАК, психолог Минского городского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями

 

По данным официальной статистики в Республике Беларусь числиться 118914 детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), или каждый девятый ребенок дошкольного и школьного возраста [2]. Все эти дети в разной степени нуждаются в квалифицированной медицинской, психологической, логопедической, педагогической помощи. Задача специалистов как можно раньше обнаружить проблему аномального ребенка и принять меры по устранению или минимизации последствий ее влияния на последующее его развитие.

 

Оказание такой помощи детям в Республике Беларусь хорошо налажено  и находится под контролем государства. В Беларуси принят ряд специальных законодательных актов и сформирована соответствующая инфраструктура в виде медицинских, реабилитационных, коррекционных учреждений, специальных школ и т.п.

В тоже время следует отметить, что наличие в государстве системы помощи детям с особенностями психофизического развития, указывает только на доступность и саму возможность такой помощи, но степень реализации этих возможностей всецело находятся в зоне ответственности родителей таких детей. Именно родители несут персональную ответственность за состояние и судьбу своих детей.

Степень принятия родителями такой ответственности в значительной мере предопределяется их личностными особенностями. В одном случае эти особенности долго удерживают родителей в состоянии шока, горя в связи с рождением аномального ребенка, превращая их в бездеятельных статистов. В другом случае именно они позволяют родителям адаптироваться к случившемуся, принять сложившуюся ситуацию, начать строить жизнь с учетом того, что в семье есть больной ребенок.

Личностные особенности обусловливают тот факт, что одни родители все свои усилия направляют на  больного ребенка, устранение его проблем, а другие концентрируются  на собственных физических и моральных неудобствах, привнесенных в их жизнь рождением аномального ребенка.

Личностные особенности родителей могут способствовать продуктивной работе психологов, врачей, дефектологов, других специалистов с больным ребенком, а могут – препятствовать ей.

Все это указывает на необходимость учета этого фактора при организации медико-социальной реабилитации аномального ребенка. А если точнее, то началу такой работы с аномальным ребенком должно предшествовать составление психологического портрета его родителей.

Знание личностных характеристик родителей позволит всем специалистам, оказывающим помощь ребенку, разработать наиболее оптимальную, продуктивную тактику взаимоотношений с ними. Тактику, в которой можно будет максимально использовать во благо ребенка качества родителей или минимизировать их отрицательное воздействие.

Практическая работа психологов с родителями детей, находящихся на лечении в Минском городском центре медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями, а также анализ специальной литературы по данному вопросу [5], позволяют выделить следующие группы родителей: родители невротического типа; родители авторитарного типа; родители психосоматического типа.

Родители невротического (тревожно-сензитивного) типа. Им свойственна пассивная личностная позиция. У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблем ребенка и не развивается стремления к их преодолению. Они живут по принципу: «каким родился ребенок, таким и будет» и удовлетворяются тем, чему ребенок обучился самостоятельно, считая, что большего от него ждать нечего.

Родители невротического типа чрезмерно фиксируются на отсутствии выхода из сложившегося положения, они  воспринимают ситуацию в трагических красках, гиперболизируют проблемы своего ребенка и отрицают саму возможность разрешения хотя бы их части. Они не проявляют  готов­ности к активной деятельности; полагаются больше на внешние обстоятельства, чем на собственные усилия.

Эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям позитивно оценить свое будущее и будущее ребенка. Их собственная жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением аномального ребенка. Себя они характеризуют как несостоявшихся, не сумевших реализоваться в детях, в семье, в профессии. Будущее их ребенка рисуется ими как бесперспективное.

В личности невротических родителей чаще доминируют  истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. У них практически постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера.

Родители именно этого типа чаще других придают большое значение  так называемым социальным выгодам: перспективе получения пенсии на ребенка-инвалида, предоставлению государством других видов социальной помощи семьям детей-инвалидов и т.п. Такие выраженные тенденции в их поведении характеризуется в специальной литературе  термином «социальное иждивенчество»[4].

Основная проблема родителей невротического типа заключается в непонимании того, что некоторые отклонения, возникшие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной родительской несостоятельности.

Задача психолога в работе с такими родителями заключается в выявлении этой несостоятельности, констатации их инертности и неспособности взять на себя решение проблем больного ребенка. Результаты этих оценок доводятся до сведения социально-педагогических служб в зоне функционирования, которых выявляется такой социально-незащищенный ребенок. В их обязанность вменяется патронаж такой семьи, постоянный мониторинг его состояния, инициирование помещения больного ребенка в медицинские, коррекционные учреждения с целью его обследования, диагностики, определения его реабилитационного маршрута и т.п.

Родители авторитарного (импульсивно-инертного) типа. Им свойственна активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями даже вопреки советам специалистов, родственников и т.п.

Отдельные из авторитарных родителей (их меньшинство), узнав о дефекте родившегося ребенка, оценив его бесперспективность и  нерациональность собственных усилий, направляемых на его исцеление, могут  отказаться от него еще в роддоме.

Однако основная их масса принимает и адаптируется к факту рождения аномального ребенка,  проявляя стойкое желание найти выход из создавшегося положения, как для себя, так и для него. Их адаптация основывается на  феномене вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Приняв дефект своего ребенка, такие родители все свои силы и энергию направляют на его преодоление, на поиск лучших врачей, психолога, дефектолога, логопеда, лучших методов лечения.

Часто стремление руководствоваться только своими собственными убеждениями способствует развитию у авторитарных родителей нео­боснованной веры в возможность полного излечения ребенка. Они тратят огромные средства на лечение ребенка у знахарей, целите­лей и такое «хождение по кругу» зачастую отнимает у них много сил, отвлекает от продуктивных социальных контактов и принятия адекватных мер.

В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до неприятия индивидуальности ребенка в целом. Они выдвигают несоответствующие требования к своему ребенку, не оценивая его реальных возможностей. Для этой категории родителей характерно активное применение наказаний: от окрика, подавления личности до физического воздействия. При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая жесткая форма взаимодействия может стать причиной возникновения  нервных тиков, энуреза, формирования  пониженной самооценки у ребенка.

Другая часть авторитарных родителей считают, что это специалисты завышают требования к их ребенку, а выявляемые ими недостатки характеризуют лишь своеобразие развития ребенка: «не все дети одинаковые», «не всем же быть учеными». У таких родителей формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка.

В тоже время следует признать, что именно авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают контакты с аналогичными зарубежными организациями, упорно преследуют цели оздоровления. обучения и социальной адаптации своего ребенка, что позволяет в итоге решить или в значительной мере минимизировать проблемы их ребенка, облегчить его участь.

Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за  своей импульсивностью. Они склонны к ссорам и скандалам, противопоставляют себя социальной среде, проявляют излишнюю требовательность к специалистам, администрации медицинских, социально-реабилитационных или коррекционных учреждений. Девизом некоторых из таких родителей является следующее утверждение: «пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к обществу».

Задача психолога в данном случае заключается в том, чтобы направить энергию авторитарных родителей в продуктивное, созидательное русло. Для этого в спокойной манере и в высшей мере корректно и профессионально психолог должен показать этим родителям их положительные и отрицательные качества, разъяснить целесообразность или нежелательность отдельных их поступков, акцентировать внимание на важности контроля над своими эмоциями.

Психолог должен объяснить этим родителям, что их настойчивое стремление ориентироваться только на свои личные жизненные установки не позволяет им увидеть реальные перспективы развития своих детей.

Родители психосоматического типа.  Это самая многочисленная категория родителей. Им присущи черты родителей первых двух групп. У некоторых из них проявляется тенденция к доминированию (как у авторитарных родителей), но при этом отсутствует аффективная форма реагирования на стресс (как у родителейневротического типа). Они эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп; им свойственны  частые смены полярных настроений: то радость, то депрессия, вызванные незначительным поводом.

Родители психосоматического типа не устраивают скандалов и ссор и ведут себя корректно, сдержанно, а иногда и замкнуто. В поведении проявляется, как правило, нормативность.

Проблема ребенка ими чаще  всего скрывается от посторонних взглядов, переживается изнутри. Накал реагирования на проблему у данной категории родителей, переведен на внутренний план переживаний, в то время как у первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане: у невротичных родителей — слезы, истерики, а у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик.

Психосоматические родители, как и авторитарные, активно включаются в жизнь больного ребенка, участвуют в деятельности детских образовательных или коррекционных учреждений, стремятся найти лучших специалистов. Для таких родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Порой такие родители работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя.

Однако, в отличие от невротических и авторитарных родителей, только психосоматические родители, чаще всего готовы коренным образом изменить свой образ жизни: поменять профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Некоторые родители данного типа, приобретая дефектологическое образование, становятся высококвалифицированными специалистами и успешно оказывают помощь не только своим детям, но и чужим. Эта их способность не должна пройти мимо внимания психолога.

Таким образом, представленная типология личностных особенностей родителей позволяет определить позицию семьи по отношению к больному ребенку. Кроме того, знание психологического портрета родителей позволяет выбрать наиболее продуктивные формы взаимоотношений   специалистов с ними, а также определить выбор средств, направленных на оказание психокоррекционной помощи семьям ребенка-инвалида.

 

Используемая литература:

1.Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Москва. 1993.

2.Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь // Информационный бюллетень. Главный информационно-аналитический центр. Минск. 2006.

3.Психолого-педагогическая диагностика //Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. Москва.2003.

4.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Москва. Академия. 2001, с. 142-149.

5.Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии // Москва. Астрель. 2007.