Мы  помогаем  детям  сделать  первый  шаг!

Главная Пресс-центр Дни информирования

Основные направления градостроительной политики города Минска (краткое изложение Проекта Генерального плана Минска -2015 года)

 Целью градостроительного развития г. Минска является создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города в интересах настоящего и будущего поколений. Целью разработки Генерального плана города является информационное и правовое обеспечение комплексного и сбалансированного территориального развития столицы Республики Беларусь на долгосрочную перспективу до 2030 года в соответствии с прогнозируемыми социально-экономическими параметрами.

Минск - город с тысячелетней историей. Следы первого поселения городского типа (замчища) датируются концом XI века. В XIIXIII веках в окружении Минского замка сформировался ремесленный посад. В конце XIV – начале XV века город становится административным и торговым центром и в 1496 году получает грамоту на самоуправление.

Дореволюционный период развития Минска отразился в планах губернского города 1800, 1817, 1858 и 1910г.г. В довоенном генеральном плане Минска 1940 года было запланировано удвоение численности населения с 250 до 500 тыс.человек. Однако, с 1941-1944 г.г. население города уменьшилось до 45-50 тыс.человек, был полностью разрушен городской центр, разрушены 313 или 94% всех предприятий и 80% жилого фонда города.

Послевоенная стратегия развития Минска по сути была направлена на создание нового города с крупными производственными комплексами, широкими проспектами и новыми архитектурными ансамблями. Первый послевоенный генеральный план 1946 года установил масштаб развития г.Минска к 1960 году с численностью населения 450-500 тыс.человек и в связи с быстрыми темпами восстановления и роста города корректировался в 1952 и 1958 годах.

Генпланом г.Минска 1965 года планировалось увеличить численность населения к 1980 году до 1000тыс.человек, однако миллионный житель родился в 1972 году. В 1982 году генеральный план столицы был утвержден с численностью населения 2000 тыс. человек к 2000 году, а в 1996 году был откорректирован с увеличением населения до 2100 тыс. человек на 2010 год.

Утвержденный в 2003 году Генеральный план впервые уменьшил рост численности населения на 2030 год  до 1900 тыс. человек и, при этом, увеличил городские земли с 26,7тыс. га до 42,6тыс.га. Ежегодный  прирост населения был снижен до 7000 жителей, а прирост жилого фонда – до 630 тыс.м2.

Действующий генеральный план г.Минска (утв. Указом в 2010г.), откорректирован на тот же расчетный период, с увеличением численности населения до 2,0 млн. человек и приростом жилого фонда 1200 тыс.м2 в год. Впервые граница территорий перспективного развития Минска была установлена на площади 54.2 тыс.га, как предельная величина стратегического резерва земель развития города. Но и при таком увеличении Минск оставался самой компактной европейской столицей, уступая только Москве.

Актуальность корректуры Генерального плана Минска определяется государственной политикой совершенствования городского и сельского расселения республики, политикой активного вовлечения неэффективно используемых городских земель для градостроительства и безусловного сохранения объема сельскохозяйственного земельного фонда в пригородном окружении, новой жилищной политикой с изменением  масштаба жилищного строительства и величины его государственной поддержки.

Цели и задачи внесения изменений в Генеральный план столицы взаимоувязаны с планами развития системы расселения республики, Минского региона и Пригородной зоны. Сохранена общая направленность стратегии развития Минска, как многофункционального города европейского значения с высокоразвитой промышленностью, сферой услуг и играющего важную роль в международной деятельности, что отвечает положениям Государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь.

Развитие межгосударственных связей г.Минска в масштабе Евразийского континента будет обеспечено по двум транспортным коридорам: №2 на направлении Берлин – Варшава – Москва – Нижний Новгород и №9Б на направлении Киев – Гомель – Вильнюс – Калининград. Строительство второй кольцевой автодороги вокруг Минска обеспечит растущие объемы транзита через Беларусь, снизит транспортную нагрузку на дорожную сеть города и укрепит его экологический потенциал.

Развитие народно-хозяйственных связей Минска с населенными пунктами республики будет продолжено путем совершенствования и наращивания транспортных и иных коммуникаций по всем направлениям.

Развитие Минской агломерации продолжится на территориях в границах Пригородной зоны общих с Минском социально-экономических и территориальных интересов. Формирование вокруг столицы полицентрической системы расселения в форме пояса городов-спутников позволит стабилизировать территориальный масштаб и рост численности населения Минска.

Расчетная численность переселенцев, для которых было бы желательно изменить условия  проживания в Минске в пользу городов-спутников, к 2030 году может составить величину порядка 120 тыс. жителей. Для них, вероятно, потребуется поддержка в возведении жилья, а также создание необходимой социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. Подробно параметры развития каждого из городов-спутников Дзержинска, Заславля, Логойска, Смолевичи, Фаниполь и Руденск определяются их генпланами с учетом социальных, экономических и природно-экологических ресурсов. Наличие в Руденске крупного энергетического центра может стать определяющим фактором выбора его приоритетного развития, как города-спутника Минска.

Главные перемены в развитии Минской агломерации ожидаются на территории ее Центральной зоны (Большого Минска), границы которой  окончательно определятся с завершением строительства 2-ой кольцевой дороги вокруг Минска и включением освоенных территорий Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий Камень». Реализация здесь крупнейшей в истории республики международной инвестиционной программы потребует создания развитой инженерно-транспортной инфраструктуры, включая строительство автомагистрали на прямой связи аэропорта «Минск-2», жилого района Зеленый Бор и центра столицы.

Новая градостроительная политика развития Минска, образно сформулированная Главой государства, как «огранка столицы», поставила задачу обновления традиционных форм планирования, проектирования и управления развитием города с достижением высокого уровня использования городских земель, повышения качества городской среды и наведением порядка в работе всех городских служб.

Корректировке генерального плана Минска предшествовали  градостроительный анализ современного использования территории, оценка ресурсов развития города и  анализ зарубежного и отечественного опыта.

Прогноз социально-экономического развития города до 2030 года обоснован  имеющимися ресурсами городского развития и достигнутым уровнем жизни минчан и принят со следующими основными параметрами:

      население до 2000,0тыс.чел., (прирост 75-80 тыс.чел.);

     занятость в сфере услуг до 72% и в сфере производства   до 28%;

     жилищный фонд 52300,0 тыс.м2 общ. площади (прирост на 11200 тыс.м2)  

     обеспеченность жилым фондом26,2 общ. пл./чел. (прирост  4,5м2)

     уровень автомобилизации330-350 маш./1000 жителей (социальный ориентир — один автомобиль на одну семью);

Впервые в послевоенной истории Минска земля, как главный ресурс развития обеспечивается за счет внутреннего перераспределения и более эффективного использования 34,8 тыс.га городских земель. Их увеличение возможно коснется лесопарковых территорий, расположенных с юго-восточной стороны Минского моря, а также территорий развития аэропорта «Минск-2».

Оптимизация расселения жителей города и создание новых рабочих мест, размещение нового строительства и реконструкция существующей застройки будут продолжены в компактной форме развития всех зон города. Заложенная действующим генпланом стратегия «мега-города» с часовой доступностью минчан главных центров тяготения на городском пассажирском транспорте и автомобиле при корректировке уступила место стратегии  «города-городов», в которых обеспечивается комфортная 30-ти минутная доступность мест приложения труда и обслуживания. Выделенные в границах планировочных секторов своего рода «внутренние города»: в границах 2-го кольца «Минск-Центральный» и по его периметру в границах МКАД 8 внутренних городов «Минск-Южный», «Минск-Юго-западный»,   «Минск-Западный» и т.д., которые со масштабны городам Гродно, Витебску, Бобруйску, Полоцку.  Они обустраиваются с учетом индивидуальных  запросов и предпочтений горожан, фиксируемых в их сознании образами Малой Родины. Реализация такой стратегии позволит снизить объем транспортного и увеличить масштаб пешеходного и велосипедного движения в городе.

Экономический фундамент Минска будет укрепляться за счет развития производственных предприятий и предприятий сферы услуг. Градостроительный потенциал занятых предприятиями города территорий планируется сохранить, что обеспечит необходимый ресурс для поэтапного преобразования производственно-хозяйственного комплекса г.Минска в комплекс нового технологического уклада. Эффективная организация производительных сил и модернизация накопленных и реконструируемых производственных фондов позволят оптимизировать число рабочих мест в зависимости от потребности экономики. Для создания рабочих мест по месту жительства в новых удаленных от города жилых районах Нотингем и Зеленый бор выделены резервы для строительства производственных объектов. 

Сфера жилищного строительства сохраняется центром стратегии градостроительного развития г.Минска. Приоритетность развития данной сферы по-прежнему поддерживается большой численностью очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и ожидающих господдержки минчан, а также не самым высоким средним уровнем обеспеченности жилым фондом–21,7м2общ.пл./чел., что несколько уступает областным городам.

Главные изменения политики жилищного строительства в Минске касаются почти двукратного снижения объемов нового строительства и переориентации  форм освоения: на свободных территориях с 70% до 40% и реконструируемых территориях – с 30% до 60%. Ежегодный объем ввода нового жилья будет поэтапно снижаться и в 2018 году составит 600,0 тыс. м2 общ. площади в год.

Будет продолжено строительство социально востребованной некоммерческой жилой застройки на свободных территориях с приемлемыми затратами на инженерное и транспортное обеспечение. В районах массового жилищного строительства Каменная Горка, Лошица, Восточный и другие. Порядка 1,5млн. м2 общ. пл. жилья планируется построить на бывших военных полигонах в восточной части города в районах Нотингем и Зеленый Бор. Новые жилые градостроительные комплексы вырастут на производственных территориях птицефабрики им. Крупской, авиаремонтного и других предприятий района аэропорта Минск-1, завода им. Кирова и ряда других. Запланированная трансформация этих территорий позволит разместить жилье в объеме более 2,0 млн.м2общ.площади жилья.

Новые архитектурные ансамбли жилой застройки планируется создать на территориях кварталов, улиц и площадей невыразительной усадебной и малоэтажной застройки с большим физическим и моральным износом. Реконструкция таких жилых территорий со сносом усадебной и  малоэтажной (2-3 этажа) застройки и строительством на их месте жилых домов повышенной комфортности. Обновление жилой застройки ожидают  многочисленные сохраняемые кварталы усадебной застройки, а также застроенные «хрущевками» жилые микрорайоны индустриальной жилой застройки 60-80-х годов ХХ века. Запланированная здесь комплексная реконструкция с заменой изношенного оборудования, тепловой реабилитации, нового благоустройства и озеленения не только улучшат качество жилого фонда, но и несколько увеличат объем жилой площади.

Развитие сферы обслуживания запланировано с достижением комплексного и сбалансированного развития города на 4-х уровнях: столичном (межселенном), общегородском, районном и локальном (микрорайоном).

Генпланом акцентируется развитие общественных функций столичного уровня, которые в наибольшей степени определяют имидж города и отвечают задачам «огранки Минска». Наращивание столичного потенциала центра города продолжится путем регенерации кварталов исторической части Минска и масштабной реконструкции юго-западной части городского Ядра (земля в границах 1-го кольца). На этих территориях путем вытеснения ряда промышленных и складских объектов  будут строиться уникальные деловые, информационные и торгово-сервисные международные и национальные центры и объектные комплексы. Развитие функций столичного центра продолжиться на территориях его подцентров в районе Национальной библиотеки на пр.Независимости, в районе комплекса «Минск-Арена» на пр.Победителей и на реконструируемых территориях главных городских проспектов. В южной части города на продолжении ул.Жуковского планируется создать уникальный комплекс объектов столичного делового подцентра «Минск-Сити». 

Формирование сети многофункциональных общественных комплексов городского и районного уровней планируется путем строительства объектов общественного обслуживания в районах транспортно-пересадочных узлов, районах главных въездов в город и районах массового жилищного строительства. Функциональный состав и объемы нового общественного строительства на территории  планировочных зон (внутренних городов) регулируются потребностью как проживающего в них, так и тяготеющего к ним населения пригородных поселений. Регулируется только масштаб формирования сети социально гарантированных и финансируемых с участием государства объектов обслуживания, в т.ч. объем строительства школьных и дошкольных учреждений.

Развитие природно-ландшафтного комплекса создаст благоприятные условия для жизни и здоровья минчан. Достижение оптимальной величины данных территорий будет обеспечено путем максимального сохранения существующих природных ландшафтов (включая  водные акватории) и их частичного увеличения за счет расположенных со стороны преобладающих ветров южнее Минского моря лесопарковых территорий. Это позволит ликвидировать дефицит зеленых насаждений в периферийных районах города.

До 2030 года запланировано построить новые городские и районные парки в зоне водно-зеленого диаметра города, на пойменных ландшафтах протекающей через центр города реки Свислочь, в зоне «зеленого кольца» на природных ландшафтах Слепянской и Лошицкой водно-зеленых систем, а также в периферийном поясе города на природных ландшафтах городских лесов и лесопарков.

Стратегия развития улично-дорожной сети и массового пассажирского транспорта определяется преемственностью архитектурно-планировочной конструкции (структуры) города. Будет продолжено формирование эффективной для компактного плана г.Минска радиально-кольцевой структуры магистральных улиц и дорог. Развитие  транспортной структуры города  запланировано с обеспечением кратчайших, быстрых и безопасных связей  жилых образований между собой, с местами приложения труда и центром города.

Транспортный каркас будет формироваться 10-ю радиальными проспектами в направлении городов национальной и европейской системы расселения и 4-мя кольцевыми автомагистралями, что обеспечит внешние связи г.Минска с городами Витебск, Борисов, Орша, Могилев, Гомель, Слуцк, Брест, Гродно, Молодечно и Мядель, а также защитит городской центр от потоков транзитного транспорта (I кольцо), организует потоки транспорта центральной зоны (II кольцо), свяжет в целое жилые районы города (III кольцо) и организует потоки пригородного транспорта (МКАД). Пересечения основных магистральных улиц планируются, где это возможно, в двух и более уровнях.

 Развитие улично-дорожной сети, исчерпавшей пропускную способность вследствие форсированного роста автомобилизации населения, планируется  с наращиванием ежегодных объемов строительства и реконструкции основных и дублирующих городских улиц и транспортных путепроводов и развязок. На первую очередь предлагается осуществить полное завершение 1-го транспортного кольца – наиболее актуального в развитии транспортной системы города

Заложенная политикой действующего генплана часовая «комфортная доступность» главных центров тяготения с приоритетом транспортного обустройства всех городских улиц и площадей при корректировке уступила место научно установленному комфортному 30-ти минутному биологическому ритму передвижения населения с приоритетом повсеместного обустройства сети пешеходных улиц и велодорожек.     

Совершенствование системы пассажирских сообщений запланировано из условий развития всех видов городского и пригородного пассажирского транспорта и «замораживания» растущего объема передвижений  легковыми автомобилями. Большое развитие получит Минский метрополитен. Предусматривается прокладка  третьей линии метрополитена с устройством дополнительных двух пересадочных станций (железнодорожный вокзал и пл. Юбилейная). В систему городских пассажирских перевозок включается железнодорожное сообщение со строительством дополнительных главных путей на участках Смолевичи – Минск – Дзержинск (ст. Койданово) и Беларусь – Минск – Руденск, что обеспечит беспрепятственное движения городских электричек и сократит время передвижения на протяженных маршрутах.

 Планируется введение нового вида общественного пассажирского транспорта – скоростного трамвая. Новые линии трамвая намечено построить по радиальным направлениям между линиями метрополитена (запад  — в жилой район Сухарево, юго-восток – в жилой район Серебрянка), а также по кольцевым направлениям.

Повышению мобильности жителей города будет способствовать  беспрепятственное передвижение с использованием велосипедов. Планируется создание развитой сети велодорожек и велополос на связях с местами приложения труда и учебы, центральной частью города, крупными объектами торговли и культурно-бытового назначения и другими центрами тяготения минчан. Сеть велосипедных дорожек будет создаваться и в микрорайонах, в парковых и других зонах отдыха, а также вдоль автомобильных дорог общего пользования с выходом на пригородные территории.

 

Разработанный Проект Генерального плана столицы, после его  рассмотрения, согласования и общественного обсуждения и утверждения в установленном законодательством порядке станет официальным документом, объединяющим градостроительную деятельность горожан, инвесторов, застройщиков, органов государственного управления города и республики и на достижение комплексного, сбалансированного и устойчивого развития г.Минска.

 

 

Справочно: проектные предложения по внесению изменений в Генеральный план г.Минска разработаны специалистами ПИКУП «Минскградо» совместно со специалистами ГНУ «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси», ГНУ «Институт природопользования Национальной академии наук Беларуси», ГП «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С.С.», кафедр градостроительства и кафедры промышленных зданий Белорусского национального технического университета (БНТУ), ООО «Минский городской технопарк», УП «Геоинтех», УП «Минскинжпроект», РУП «БЕЛНИПИэнергопром», УП «Гипросвязь», РУП «Белэнергосетьпроект», УП «Белкоммунпроект», УП «Белгипрогаз», ЧУП «Центр стратегического развития «Маркетинговые системы» при участии специалистов УП «БелНИИПградостроительства», Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома и др.