Статьи в помощь родителям

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловныхрефлексов, они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции. 

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

10 дней жизни — удерживает в поле зрения движущийся предмет, Вздрагивает и мигает при резком звуке

18 – 20 день жизни — Удерживает в поле зрения неподвижный предмет

1 месяц — Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета. Прислушивается к звуку, к голосу взрослого. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяц — Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1 м). поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Всегда отвечает улыбкой на разговор взрослого. Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову (не менее 5 сек.) Произносит отдельные звуки

3 месяца – длительное сосредоточение взягляда на предмете. В ответ на общение отвечает улыбкой, оживленным движением рук, ног, зввуками. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении

4 месяца – узнает маму. Захватывает и рассматривает внимательно игрушки. Более продолжительно лежит на животе опираясь на предплечья. Появляется длительное гуление. Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления. Первыйф переворот со спины на живот

5 месяцев – отличает чужих от близких. Узнает голос родного человека.  Берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке. Певучее гуление. Ест из ложки. Переворачивается с живота на спину и со спины жа живот

6 месяцев – активно переворачивается со спины на живот и с живота на спину, приподнимает таз. Может ползать по пластунски. Начало лепета.

7 месяцев – игрушки перекладывает из руки в руку. Хорошо ползает в разных направлениях, на вопрос где взглядом находит предемет о котором спрашивают. Подолгк лепечет. Появляются первые слоги.

8 месяцев – сам садится, сидит, ложится, встает у опоры, может передвигаться вдоль опоры. Повторяет заранее заученные простые действия («ладушки, дай ручку»). Произносит отчетливо отдельные слоги

9 месяцев – подрожает взрослому, повторяет за ним слоги, активное ходит вдоль опоры. Осознанно ишрает с игрушками

10 месяцев – может выполнять простые просьбы (возьми игрушку)

11 месяцев – может складывать пирамидку, стоит без опоры. Произносит первые простые слова.

12 месяцев – ребенок пытается самостоятельно ходить. Знает 5-10 простых слов

Заключение: отмечать наличие-отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консультация детских специалистов: детского педиатра, психоневролога, логопеда, психолога

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *