Е.И. КОЗАК, магистр психологических наук,

психолог УЗ «Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими   заболеваниями»

Сегодня заболеваемость детским церебральным параличом  является проблемой, требующей пристального внимания на государственном уровне. На фоне сокращения общего количества детей в возрасте до 18 лет, количество детей-инвалидов, в том числе страдающих ДЦП, ежегодно увеличивается. Эта ситуация характерна для Республики Беларусь и отражает общемировую тенденцию.

Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. ДЦП проявляется в недо­статке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями, т.е. основным клиническим симптомом при этом заболевании является наруше­ние двигательных функций. Однако существенное значение для дальнейшего хода развития детей с ДЦП имеет тот факт, что пора­жение центральной нервной системы при этом заболевании происходит на самых ранних этапах раз­вития, когда головной мозг и его проводящие пути еще очень дале­ки от стадии созревания. Поэтому это поражение не может быть изолированным, касающимся только управления опорно-дви­гательным аппаратом: двигательные расстройства при ДЦП, как правило, сопровождаются нарушениями психики, речи, зрения, слуха [1,2,3, 4].

Наиболее распространенной формой ДЦП является спастическая диплегия. Двигательные нарушения при этой форме представлены тетрапарезом (т.е., нарушена функция и рук, и ног), но нижние конечности поражаются в значительно большей степени. При легкой форме этого заболевания дети способны к самостоятельному передвижению спастической походкой, при более выраженных двигательных нарушениях передвижение осуществляется с помощью приспособлений (канадские палочки, коляска и т.д.)

Тяжесть двигательных и психических нарушений при этой форме ДЦП варьируется в широких пределах, что связано с силой, временем и локализацией мозгового поражения. При этом многие авторы отмечают, что между выраженностью двигательных и психических нарушений не существует четкой взаимосвязи: например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП – с тяжелым недоразвитием психических функций (Ипполитова, 1967; Мастюкова, 1981; Мамайчук, Шипицына, 2004 и др.)

Проведенное на базе Минского городского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями психодиагностическое исследование выявило большую вариативность в уровне интеллектуального развития детей со спастической формой ДЦП.

В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 6-7 лет. Для определения уровня развития интеллекта использовался детский вариант методики Д.Векслера (WISC) в адаптации А.Ю. Панасюка [7]. Данная методика представлена широким набором диагностических за­даний, позволяющих оценить состояние качественно различных интеллектуальных функций. Она дает возможность производить раздель­ную оценку выполнения заданий, как требующих участия словесно-логического мышления с выражени­ем ответа в вербальной форме («вербальный интеллектуальный по­казатель»— ВИП), так и заданий, решение которых дается в форме вы­полнения тех или иных действий («невербальный интеллектуальный показатель» — НИП). Кроме того, методика дает возможность получить суммарный показатель выполнения интеллектуальных за­даний («общий интеллектуальный показатель» — ОИП).

Результаты проведенного психодиагностического обследования позволили разделить испытуемых на три группы.

К первой группе (11 человек) отнеслись дети, чей уровень интеллектуального развития соответствует норме. Все три уровневых оценки интеллекта этих детей (ВИП, НИП, ОИП) располагаются в диапазоне нормы. У детей с нормальным интеллектом отмечается незначительное снижение показателей шкальных оценок за выполнение субтестов, связанных с возможностями оперативной памяти и активного внимания, аналитико-синтетических способностей, зрительно-моторной координации.

Вторую группу (8 человек) составили дети с пограничным уровнем интеллектуального развития. Вербальный интеллектуальный показатель у детей этой группы располагается в диапазоне низкой нормы, а показатель невербального интеллекта снижен до легкой интеллектуальной недостаточности и пограничного уровня. Для детей с пограничным уровнем интеллекта наибольшие трудности вызвало выполнение всех невербальных субтестов. При этом отмечается достаточно высокий уровень выполнение субтеста №4, что отражает относительно сохранные способности к логическому обобщению у детей этой группы.

Третья группа (11 человек) – это дети, чей уровень развития соответствует интеллектуальной недостаточности. Показатель вербального интеллекта у этих детей снижен до легкой интеллектуальной недостаточности и пограничного уровня; невербальный интеллектуальный показатель соответствует уровню интеллектуальной недостаточности (от легкой до умеренной степени). В группе испытуемых с интеллектуальной недостаточностью уровневые оценки по шкалам снижены значительно и тотально, как за выполнение вербальных, так и невербальных субтестов. У детей резко снижена аналитико-синтетическая функция, логическое мышление, внимание, грубо нарушена зрительно-моторная интеграция.

Средние значения шкальных оценок и интеллектуальных показателей в группах испытуемых представлены в Таблице 1.

Таблица 1 – Средние значения шкальных оценок и интеллектуальных показателей в группах испытуемых по результатам методики Векслера (N=30)

Группа
Номера субтестов
ВИП
НИП
ОИП
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
1 группа
(n=11)
9,5
10,4
11
11
8,9
10,2
11
10,6
8,4
8,6
101
98
99
2 группа
(n=8)
7,2
8,5
9
8
7
5,9
5,7
6,5
4,6
3,4
87
70
75
3 группа
(n=11)
4,3
4,3
4,9
5,1
5,4
4,2
3,7
4,4
3,7
2,7
65
56
58

Анализ соотношения уровня вербального и невербального интеллекта выявил превышение вербального интеллектуального показателя над невербальным и общим интеллектуальным во всех трех группах испытуемых.Полученные данные подтверждают многочисленные высказывания специалистов о диспропорции в развитии интеллекта детей со спастической формой церебрального паралича, которая проявляется в более высоком развитии вербальных и недоразвитии зрительно-пространственных функций [1,4,5].

В частности, многие клиницисты и психологи указывают на наличие повышенного вербализма у детей с ДЦП. Он проявляется в многоречивости, словоохотливости, склонности к «философствованию», фантазированию и производит впечатление довольного развитого словарного запаса. Но  на фоне повышенной речевой активности таких детей, выявляется своеобразие их словаря. Например, видимое высокое употребление предлогов достигается многократным повторением нескольких самых простых; часто встречающиеся в речевой практике слова употребляются детьми без понимания их точного значения; понимание многозначных слов резко лимитировано; использование синонимов и антонимов для более точной передачи мысли ограничено. Результаты проведенного исследования позволили обратить внимание на тот факт, что структура интеллекта детей со спастической диплегией отличается слабой интеграцией вербальных и невербальных функций. То есть, несмотря на то, что уровень вербальных функций у больных с ДЦП выше, чем невербальных, вербальные функции не оказывают существенного влияния на общее развитие интеллекта, отличаются автономностью, слабой взаимосвязанностью с другими психическими функциями.

Таким образом, результаты психодиагностического обследования с помощью методики Векслера показали, что по характеру нарушений интеллектуально-познавательного развития дети со спастической диплегией являются весьма разнородной группой. Для них специфична неравномерность интеллектуального развития: от нормального уровня до его снижения по типу интеллектуальной недостаточности. Структурный и уровневый анализ интеллекта детей со спастической диплегией выявил неравномерный, «мозаичный» характер развития отдельных психических функций, а также  превышение вербальных функций у детей как с нормальным, так и сниженным интеллектом.

В заключении важно отметить, что в прогностическом плане данная форма ДЦП – наиболее благоприятная в возможности преодоления психических и речевых проблем. Знание и учет вышеизложенных аспектов позволяет повысить качество дифференциальной психодиагностики, а также способствует грамотной организации психолого-педагогической коррекции, основанной на понимании    индивидуальности нарушений ребенка со спастической формой ДЦП.

Список литературы

1.Детский церебральный паралич: Хрестоматия: учеб. Пособие /авт.- сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – СПб.: «Дидактика-Плюс», 2003. – 520 с.

2.Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенко, Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1993. – С. 8–13.

3.Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.: ил.

4.Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.: ил.

5.Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

6.Специальная психология: учеб. пособие/ под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2006. — С. 367-390.

7.Панасюк, А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера WISC / А.Ю. Панасюк. – М.: МЗ СССР, Изд-во Института гигиены детей и подростков, 1973. – 79 с.

8.Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 184 с.: ил.