ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ: ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБМАНЫВАЮТ?

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ: ПОЧЕМУ ДЕТИ ОБМАНЫВАЮТ?

В жизни каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда он сталкивается с детским обманом. «Как он мог меня обмануть? Ведь я всегда доверяла ему, учила только хорошему, а он предал мое доверие, подвел…», — так могут думать некоторые родители, сталкиваясь с обманом со стороны своих детей. В его лжи им видится злонамеренный обман, ставящий под сомнение саму любовь и привязанность.

Хотя первые зачатки лжи могут появляться и в 2 года, до 4 лет малыши не умеют лгать вообще. У них не настолько развито логическое мышление, чтобы придумать схему обмана, отсутствует способность смотреть на вещи с точки зрения другого человека, не настолько развито воображение, чтобы придумать несуществующие детали. Они с трудом отличают реальность от фантазий, легко отвлекаются и забывают, что делали или говорили (и куда девалась конфета?). Иногда малыши путают причину и следствие. (Они вполне могут решить, что мячик упал, потому что ваза разбилась.)

Дошколята (с 4-5 лет) уже могут представить то, чего на самом деле не было, но еще не осознают, что, говоря неправду, они нарушают моральные нормы. В этом возрасте у детей начинает бурно развиваться фантазия, и им ничего не стоит спутать, что было в реальности, а что «понарошку».

Взрослые часто пугаются этого, принимая фантазии ребенка за ложь. Но это совершенно разные вещи. Как и в реальной игре с куклами и машинками, ребенок сам становится героем своих рассказов, в которых он может примерить на себя разные роли, скажем, попробовать стать самым сильным, храбрым, умелым. Все это совершенно необходимо для его нормального, полноценного развития. А хорошая фантазия, изобретательность являются свидетельством живого ума, развитого воображения. Воображение — одно из ценных качеств личности, его нужно не разрушать, а направлять в нужное русло. И если ваш ребенок сегодня опять вдохновенно рассказывает небылицу, не спешите его обвинять, лучше скажите: «Ты придумал прекрасную историю, давай запишем ее, ты нарисуешь картинки, и у нас получится настоящая книжка».

Дети бывают захвачены своими фантазиями настолько, что сами верят в реальность своей фантазии. И другим детям с такими фантазерами очень даже интересно. Есть данные, что выдумщики пользуются большей популярностью в детском коллективе, чем их правдивые сверстники, имеют больше друзей, быстрее забывают конфликт, занявшись игрой или рисованием.

Слушая фантазии своего ребенка, вы можете легко установить, в чем он в данный момент нуждается. Ведь ребенок говорит о том, о чем мечтает. Из этих историй можно многое узнать о сущности, характере, восприятии ребенка, так как многое исходит из подсознательных глубин его души.

С развитием воображения и речи ребенок нередко начинает разыгрывать окружающих при помощи невинного обмана. Дети наслаждаются, вводя взрослых в заблуждение, и весело хохочут, разоблачая самих себя. Так выражается стремление показать, что они «уже выросли» и даже в чем-то «превосходят» нас (ведь мы поверили сказке, обману, фантазии!).

Однако в этот же самый период возникает и совсем другая ложь – настоящая. Примерно после четырех лет ребенок начинает лучше ориентироваться: за что и почему его сегодня наказали и похвалили; как повторить приятную для себя ситуацию. Ребенок ищет благоприятные для него варианты и непременно обнаруживает один из самых простых – обман.

Примерно к 7-8 годам большинство детей уже четко отличают фантазии от реальности. Ложь становится моральной категорией. Дети начинают понимать, что лгать плохо не потому, что ложь не нравится взрослым, а потому что на вруна нельзя положиться, ему не доверяют, с ним не хотят дружить. И, тем не менее, есть причины, которые заставляют идти на обман.

Причины лжи

Систематическая ложь является симптомом какого-то неблагополучия в жизни ребенка. Это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка.

1.  Одна из главных причин лжи в любом возрасте — страх. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут. Малыши легко признаются в проступках, пока их за эти проступки не начинают наказывать. Если кроха молчит в ответ на грозный вопрос родителя: «Это ты сделал?», значит, опыт наказания у него уже есть. Это молчание — по сути, первая в жизни ложь. Придумать историю в свое оправдание малыш еще не может, остается только молчать или плакать, или отрицать очевидное.

Родители могут быть слишком жестокими или непоследовательными. Ребенок может быть слишком трудным, чтобы соответствовать их ожиданиям, а родители могут быть неспособны принимать ребенка таким, какой он есть. Тогда ребенок вынужден прибегать ко лжи ради самосохранения. Такая ложь должна вызывать тревогу, потому что между вами и ребенком утрачивается доверие, он вас боится.

2. Детский обман может быть спровоцирован большим количеством запретов. Если взрослые постоянно твердят «нельзя», тогда, с трудом перенося обилие запретов и соблазнов, ребенок идет на хитрость. Так маленький обман становится способом получить то, о чем он мечтает, что невозможно добыть другим путем, или путь этот пока еще не ясен.

3. Важной причиной является желание добиться любви и похвалы. Ребенок начинает хвалиться несуществующими успехами, привирает, приукрашивает уже существующие, чтобы добиться поощрения родителей. Чаще всего в этом виноваты сами родители, которые требуют от ребенка слишком много.

Обман может быть связан с желанием самоутвердиться, выглядеть в глазах взрослых или детей необыкновенным. В ответ на успехи сверстников ребенок может рассказать о своих вымышленных подвигах, богатстве родителей и т. д. (что может быть признаком сниженной самооценки). Исследования показали, что дети из неблагополучных семей лгут чаще. Им объективно труднее соревноваться со сверстниками в учебе, в наличии игрушек, интересном досуге, и они поддерживают свой статус ложью.

Побудить к обману может и задетое самолюбие. Например, если ребенок не может ответить своим обидчикам, он может начать придумывать истории, в которых выглядит героем. Такие истории имеют  психотерапевтический эффект и помогают малышу справиться с действительностью.

4. Очень часто причиной детской лжи становится слишком горячее желание взрослых воспитать вежливого, доброго, интеллигентного человека. Исключительно из лучших намерений, родители учат ребенка скрывать свои эмоции, не разрешают ему (да и самим себе) говорить о своих негативных чувствах. Например, когда ребенок говорит, что не любит брата, он слышит: “Нельзя так говорить”.

5. Причиной детской лжи может быть пример взрослых, когда ребенок сталкивается с тем, что слова не всегда соответствуют поступкам, а обещания очень быстро забываются. День, когда ребенок обнаружит, что его обманывали, станет крахом родительского авторитета. С этого дня он внутренне разрешит себе также поступать и со взрослыми (не важно будет он это осознавать или нет).

Помните, подражание является одним из наиболее важных способов научения ребенка,  а родители — главный образец для подражания.

6. Дети могут лгать, чтобы защитить товарища.

7. И, конечно же, ребенок может врать просто назло. Дети прекрасно осознают, что ложь раздражает взрослых, и порой именно этого и добиваются — хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание.

Как себя вести, если ребенок лжет

Если Вы вдруг обнаружили, что ребенок соврал вам, не стоит тут же кричать, ругать ребенка, устраивать допросы, «выбивая» из ребенка правду. Агрессивная реакция на обман ребенка лишь усугубляет его желание дальше лгать и изворачиваться, чтобы избежать наказания. Не делайте вид, что вы поверили, а спокойно скажите, что эти слова вызывают у вас сомнение. В таких случаях нет ничего лучшего, чем спокойный и рассудительный разговор без повышенных тонов. Обязательно расскажите ребенку о своих чувствах, которые вы испытали, раскрыв его обман. Ребенок должен услышать от вас о вашей обиде, увидеть, что вы искренне расстроены. Родительское отношение ко лжи должно быть вполне четким и определенным. С одной стороны, не надо требовать признаний, допросов и суда над «преступником». С другой стороны, нужно, не колеблясь, называть вещи своими именами.

В любом случае ребенок должен знать, что лгать родителям нет необходимости. Задумайтесь, что мешает ребенку быть откровенным с вами, почему он скрывает те или иные факты. Постарайтесь стать со своим ребенком близкими людьми, которым ложь просто не нужна.

Почаще показывайте детям, что вы их любите безо всяких условий, независимо от совершенных оплошностей, что каждый в жизни совершает большие и маленькие промахи, и ничего страшного в этом нет.

Если вы хотите научить ребенка быть открытым и честным, то вы должны быть готовы выслушать от него подчас и горькую правду, а не только то, что вам приятно.

Всегда держите свое слово. Если в каком-то случае вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему вы это не можете выполнить и извинитесь.

Говорите ребенку правду. Не бойтесь быть искренним с ним, когда чего-то не знаете, признайтесь в этом.

Не задавайте ребенку провокационных вопросов, которые повлекут за собой ложь в целях самозащиты. Если, например, вы узнали, что ребенок завалил контрольную, не стоит спрашивать его: «Ну, как прошла контрольная? Ах, нормально?! На этот раз ты меня не обманешь! Я знаю, что ты ее «завалил». Вместо этого лучше прямо сказать ребенку: «Я знаю, что ты не справился с контрольной. Мы волнуемся и думаем, как тебе помочь».

Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко. Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не прибегайте к наказанию. Лучше ободрите его, чтоб он поверил в себя – раз он мог сознаться, что сказал неправду, значит он – честный и больше обманывать никого не станет. А вот если ребенок никак не хочет сознаваться в обмане, лучше не заставляйте его делать это, а расскажите ему сказку или придумайте вместе историю о том, к чему приводит ложь и сколько неприятностей она доставляет. Это будет для ребенка гораздо полезнее, чем пафосные рассуждения о добре и зле, о правде и лжи.

Не навязывайте ребенку слишком много правил, помните: больше правил — больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания.

Если ребенок врет без причины, фантазирует, слишком мечтателем, но при этом не прилагает усилий для того, чтобы воплотить свои мечты в жизнь, необходимо возвращать его «на землю» и прививать вкус к настоящему делу.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, а человек, которому страх неведом, по сути дела, больной, и, соответственно, полное отсутствие страха один из симптомов, относящихся к сфере психопатологии.

С первым проявлением страха у младенцев мы сталкиваемся, когда им уже исполнилось несколько месяцев. Он проявляется в виде боязни неизвестного. Ребенок может испугаться, увидев незнакомое лицо. Позднее появляется переживаемый в отсутствии родителей «сепарационный» страх, и в течение двух последующих лет репертуар детских страхов становится все богаче.

Можно говорить о «конкретных страхах». Страх вызывают конкретные предметы, существа или ситуации, которые дети и в самом деле опасными. В 2-3 года нет никаких проявлений абстрактного страха.

Существует зависимость: чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает. В процессе обучения диапазон конкретных страхов расширяется (например, в результате ассоциаций с белым халатом врача ребенок начинает пугаться парикмахера).

Примерно в возрасте 3-ех лет ребенок начинает испытывать так называемые символические страхи. Наиболее часто встречается боязнь темноты. Темнота создает для ребенка ситуацию, аналогичную одиночеству, причем на его впечатления накладывает также отпечаток специфической детской логики: «чего я не вижу, то не существует».

Присутствуют два символа:

1.       «Я остался один» — связан с боязнью потерять мать, к которой ребенок очень привязан;

2.       В воображении ребенка, умеющего образно мыслить, в темных углах комнаты рисуются различные сказочные герои.

Что же делать родителям:

— Можно оставлять открытой дверь комнаты, в которой ребенок спит, но лучше всего установить маленькую, не слишком яркую лампу, до выключателя которой ребенок мог бы без труда дотянуться.

— Нельзя наказывать «за трусость» ребенка, боящегося темноты, не следует и стыдить его за это. Страх не пройдет, но ребенок будет пытаться утаить его от родителей.

— Необходимо устранить конкретные причины, стоящие за символическими детскими страхами. Для этого может оказаться полезной консультация психолога, психотерапевта.

Со страхом самым непосредственным образом связано чувство, называемое тревогой, явление родственное символическому страху. По сути — это тоже чувство страха, но связанное с отдаленной во времени опасностью. Например, сидя в кресле перед стоматологом мы испытываем конкретный страх, но если нам известно, что на следующей неделе мы должны посетить зубного врача, то в течение всей недели мы будем испытывать тревогу.

Тревога имеет прямое отношение к неспособности человека принимать решения.

Существует мобилизующая и расслабляющая тревожность. Первая дает действиям человека дополнительный импульс, вторая — парализует личность в ответственные моменты.

В основе этого явления лежат психологические аспекты воспитания, среди которых особое место занимают отношения между родителями и ребенком.

Если в детстве человек постоянно убеждался в собственной беспомощности, неспособности решать те или иные задачи, впоследствии в ответственные моменты он всегда будет испытывать расслабляющую тревогу и, естественно, человек, для которого необходимость действовать связана с чувством успеха, переживает эту ситуацию как мобилизующую тревогу.

Каким вырастет ребенок, ориентирующимся на избегание неудачи или же ему будет свойственна ориентация на успех — это в решающей степени определяется в детские годы.

Все это тесно связано с уровнем требований, предъявляемых к ребенку со стороны родителей. Если этот уровень превышает способности ребенка, ребенок постоянно будет замечать, что не может соответствовать этим требованиям, и в течении всей жизни будет теряться при необходимости действовать, поскольку боится потерпеть неудачу, и тем самым поведение этого человека приобретает характерные черты тревожной  личности.

Родители должны побуждать ребенка постоянно тянуться вверх, но вместе с тем нельзя предъявлять ему требований, выходящих за пределы его возможностей.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Чрезмерное оберегание формирует в ребенке впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и очень лабильное, неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности. Ребенок, ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности.

Будьте внимательны к Вашим деткам, и вы обязательно справитесь со всеми страхами!

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТУАЛЕТОМ

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТУАЛЕТОМ

Умение ходить на горшок – это, пожалуй,  один из первых навыков, которые называются социальными, т.е., необходимыми для жизни в обществе. Вот почему родители ребенка, который рано научился делать это, испытывают такую гордость – ведь это настоящий успех, который по достоинству оценят другие люди!

Прежде всего, родителям следует помнить, что темпы развития детей могут быть разными, поэтому если ваш ребенок не имеет серьезных проблем со здоровьем, хорошо играет, ест и спит – не стоит волноваться, если его не беспокоят мокрые штанишки у него пока не возникает желания ходить на горшок.

Как правило, первые попытки контролировать свои физиологические функции у ребенка могут появиться к 1,5 – 2 годам, хотя есть много здоровых  детей, которые начинают делать это в 3 – 4 года. Ребенок может продолжать увлеченно играть, не обращая внимания на мокрые или грязные штанишки, или, даже может начать играть со своими фекалиями. В этом случае ни в коем случае нельзя громко кричать на ребенка или выражать свое презрение к нему. Ребенок просто не поймет причины вашего негодования, а если такие ситуации повторяются, то у ребенка может возникнуть бессознательный страх перед естественными отправлениями и он будет стараться подолгу удерживать мочу и кал, что создаст другие серьезные проблемы

Овладение сфинктерами (мышцами, которые перекрывают мочевой пузырь и кишечник) как и другими мышцами тела, требует некоторого времени. Кроме того, осознание чувства наполнения мочевого пузыря или кишечника – это тоже достаточно сложный навык ( хотя взрослым кажется, что это элементарно).  Поэтому обычно процесс приучения к горшку должен  происходить постепенно. Наблюдательная мама подмечает едва уловимые признаки беспокойства и некоторого напряжения ребенка и может ненавязчиво помочь ребенку воспользоваться горшком. При успехе можно выразить радость, одобрение, похвалить то, что находится в горшке (только не чересчур). При отсутствии желаемого результата надо доброжелательно погладить его по голове и сказать, что скоро он подрастет, и у него это будет получаться как у взрослых.

Очень хорошо, если ребенок видит, как это делают другие дети, а если в семье нет детей, то нет ничего плохого в том, что родитель покажет ребенку, что он делает в туалете.

Очень успешны обычно оказываются игры, в которых мама, используя игрушки, разыгрывает короткий сюжет, в котором с помощью какой — нибудь куклы или зверушки показывает этот процесс и обязательно дает ребенку возможность убедиться, что в результате оказалось в горшке (можно воспользоваться чаем и пластилином). Обычно ребенок очень радуется и с удовольствием повторяет эту игру с другими игрушками. Не надо торопиться и тут же требовать того же от ребенка. Лучше дать ему возможность самому захотеть этого, или проделать это рядом с куклой.

Мама может превратить этот процесс обучения в веселую, увлекательную игру. Такой творческий подход может стать для ребенка хорошим примером того, что осваивать какие-то навыки и вообще учиться чему–то – это очень интересно.

Если мама или бабушка начинают уделять этому слишком большое внимание, постоянно контролировать ребенка, напоминать ему об этом – результат может быть прямо противоположным или ждать его придется очень долго. Постарайтесь не стать жертвой собственного самолюбия и не вызвать невротических расстройств у ребенка и у себя только потому, что услышали восторженный рассказ мамы другого годовалого малыша о том, как он уже проситься на горшок. Как показывает практика, процессы обучения любым новым навыкам идут гораздо успешнее и быстрее, если не торопить ребенка. Это как раз тот случай, когда лучше начать позже, чем преждевременно.

Известная американская психолог Эда Лешан, описывает, как в свое время она проявила нетерпение в этом вопросе со своей годовалой дочерью. Она была очень встревожена, рисовала себе самые мрачные перспективы и обратилась с этой проблемой к врачу. Доктор выслушал ее и заверил, что он уверен  — к тому времени, когда ее дочь будет выходить замуж, она будет прекрасно уметь пользоваться туалетом. Эда говорит, что она была настолько расстроена этой проблемой, что не смогла оценить в то время юмор доктора и не была уверена в том, что его предсказания исполнятся. Теперь, когда она уже бабушка, она пишет  — «Это действительно был очень хороший доктор! Моя дочь решила эту проблему много раньше своего замужества!»

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

В возрасте около 2-2,5 лет у детей начинает формироваться воля, способность к самоконтролю. Всем нам хочется, чтобы наш малыш вырос ответственным и самостоятельным человеком. И мы можем помочь ему в этом, будучи любящими, заботливыми и эффективными родителями.

В 2 – 2,5 года здоровый малыш умеет очень многое. Он наконец-то научился ходить, бегать, он может спрашивать, просить, выражать свои желания.  Новые возможности толкают малыша на бесконечное количество экспериментов, пробуждают в нем жажду самостоятельности. Посмотрите, с каким удовольствием дети выполняют простые, доступные им поручения. С помощью взрослого они могут помочь выбрать товары с  магазинных прилавков, держать в руках небольшую сумму денег, помочь выгружать покупки. Некоторые трехлетние могут самостоятельно пользоваться туалетом. Малыши обычно стремятся есть самостоятельно, иметь право голоса в выборе еды и одежды, любят, когда их привлекают к приготовлению пищи. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видео. Однако право решать, какие программы подходят ребенку, а какие нет, остается за родителями.

Самостоятельность маленьких детей имеет свои «плюсы» и «минусы». С детьми этого возраста возникают известные трения, но это вовсе не значит, что кому-то точно известно, как при таком противостоянии поступать. Наиболее разумным и важным представляется делать то, что ближе Вам и что Вы уверенно сможете довести до конца.

Первое, что необходимо, это «безусловно» любить и принимать своего малыша. Это значит, что вам может не нравится его поступок или поведение, но его вы продолжаете любить, не смотря ни на что.  Любви сложно научить с помощью  советов. Этому, наверное, мы учимся у наших детей.

Что касается таких сторон воспитания как контроль и эффективность, психологи дают следующие советы, которые помогут эффективно развивать у ребенка самостоятельность, сохраняя необходимый родительский контроль:

·                   Не стесняйтесь хвалить ребенка за его правильное поведение.

·                   Давайте ему посильные поручения, которые не превышают возможности малыша.

·                   Сначала покажите, сделайте вместе.

·                   В ответ на неудачу малыша постарайтесь объяснить ему ошибку и ободрить.

·                   В конфликтных ситуациях предоставляйте возможность выбора и старайтесь договориться.

·                   Приучайте ребенка, чтобы он словами выражал, что он хочет и что он чувствует.

·                   Как бы ни были необходимы запреты, применять их следует ограниченно. Мы добьемся большего, если в ответ на непослушание попытаемся переключить внимание ребенка на что-то другое.

·                   В процессе воспитания необходимо очертить рамки возможного, чтобы ребенок ясно представлял себе границы допустимого поведения. Помните, что организация безопасного пространства для ребенка целиком лежит на родителях.

Ниже приведены примеры.

(Машенька – смышленая и расторопная девочка лет четырех. Она просыпается рано и, собираясь в детский садик, решительно направляется к шкафу выбирать себе одежду. Мама не довольна, что Маша настойчиво выбирает свои лучшие платья, а домой возвращается перепачканная. Мама решила изменить такой порядок. Она надежно заперла шкаф, но предварительно выбрала для дочки два комплекта одежды на выбор. Это сработало, сражений вокруг одежды стало меньше. Да и Маша, видимо не осталась в накладе, ведь у нее по-прежнему сохранилось право выбора.

Пете три года и восемь месяцев. Он очень активный и любознательный малыш. Он часто говорит: «Я сам», но ему еще сложно принять ограничения. Петя очень любит своих родителей хочет подражать им, например, он хочет ложиться спать в то же время, когда и папа с мамой. И он не понимает, почему надо укладываться в кроватку в самый интересный момент игры или телепередачи. Каждый отход ко сну превращается для Пети и его родителей в сражение. Родители поговорили с Петей. Они объяснили, почему малышу нужно больше сна, показали Пете, где будет стоять часовая стрелка, когда ему нужно укладываться спать. Они напомнили ему об этом сразу после ужина и за некоторое время перед сном. Кроме того, у Пети был выбор – играть или смотреть телевизор, это тоже обсудили и его мнение учли. Так или иначе, родители старались придерживаться распорядка. Постепенно Петя привык и в большинстве случаев ложился спать самостоятельно, а просыпался бодрым и веселым.

Родители Наташи огорчены и удивлены. Их малышке уже исполнилось два года, но она почти не пользуется активной речью. При этом она, несомненно, очень смышленая девочка и во всем остальном развивается по возрасту, хорошо понимая обращенную к ней речь. Мама скоро поняла, что будучи чрезмерно заботливой и предупредительной, она просто не дает дочке труда говорить. Мама все понимает без слов и предупреждает любое Наташино желание, прежде чем девочка о нем скажет. Мама решила быть менее «сообразительной», она «перестала понимать» жесты девочки и ее звуки, выражающие просьбы. Это стимулировало Наташу выражать свои желания словами, и мама скоро убедилась, что девочка у нее растет очень сообразительная и разговорчивая).

В развитии маленького ребенка есть период, когда основное, что ему нужно – забота матери, ее любовь и защита. Затем наступает момент, когда малышу необходимо познакомиться с определенными правилами. На самом деле эти периоды перекрываются, это условное разделение. Можно условно сказать, что после периода младенчества малыша начинают постепенно приучать к правилам, одни из которых он принимает с удовольствием (например, прогулки), к другим относится нейтрально, третьи (необходимость закончить игру, собрать игрушки, ложиться вовремя спать) могут длительное время вызывать у малыша протест.

С помощью родительской любви, энергии, хорошего знания особенностей развития ребенка, родители могут помочь своему малышу научиться самоконтролю, умению соотносить внешние требования и внутренние желания и, как следствие, научить его самостоятельности.

Помните, вне зависимости от стиля воспитания, если ребенок растет в семье, где соблюдаются взаимные договоренности и интересы, но при этом каждый чувствует себя свободным, малыш обязательно постарается сохранить этот тип отношений, налаживая связи с другими людьми.

Литература:

1. С.К.Нартова-Бочавер, Г.К.Кислица, А.В.Потапова «140 вопросов семейному психологу», Москва, 2002г.

2. Джудит Трауэлл «Вашему ребенку 3 года», Москва, 1996г.

3. «Развитие личности ребенка от года до трех», сост. В.Н.Ильина, Екатеринбург, 2004г.

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ: КРИЗИС 3-Х ЛЕТ

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ: КРИЗИС 3-Х ЛЕТ

Кризис трех лет – это прежде всего кризис взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают активность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.

К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство независимости,  ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение.

К трем годам оформляется  сознание «я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».

Развитие ребенка в этот период осуществляется в направлении все большей самостоятельности. На втором году жизни ребенок овладевает прямохождением, на третьем – бегом. К концу периода он может самостоятельно обслуживать себя – умываться, одеваться, кушать. Его поведение к концу раннего детства становится все более независимым от взрослого. Активно развивается познавательная деятельность, формируются наглядные формы мышления, целенаправленное восприятие, появляется способность к фантазированию. В этот период ребенок много и охотно говорит с близкими, другими взрослыми, сверстниками. Дети с удовольствием слушают речь других, рассказы, сказки; к 3 годам дети хорошо понимают все, что говорят взрослые.   В этот же период у ребенка появляется устойчивый интерес к другим детям и одновременно ослабевает сосредоточенность на членах семьи.

Наиболее яркий и отмечаемый родителями феномен этого периода развития – появление у ребенка местоимения «я», возникновение высказываний «Я – сам». Возникновение этого феномена свидетельствует о том, что ребенок переходит на новый этап своего развития. Ребенок стремится делать все самостоятельно, а каждый результат деятельности становится для ребенка и утверждением его Я. Ребенок начинает с особым пристрастием воспринимать оценки, искать и требовать у взрослых признания своих достижений, появляется чувство гордости за свои достижения. В то же время происходит отделение ребенка от взрослого, ослабевает слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых, возрастает стремление к самостоятельному (а не совместному)выполнению предметных действий. Таким образом, причины кризиса развития в возрасте 3-х лет лежат в области отношений ребенка и взрослого. Возникающие на данном отрезке жизни негативные проявления в поведении показывают, что во внутреннем мире ребенка произошли существенные изменения и прежние отношения со взрослыми в совместной жизнедеятельности противоречат новому уровню развития ребенка. Наиболее остро этот кризис протекает в условиях ограничения самостоятельности ребенка со стороны взрослых.

Кризис трех лет изучен очень хорошо и обстоятельно описан в отечественной психологии. Л.С. Выготский приводит описание таких симптомов этого кризиса.

Первый симптом – негативизм, при котором все его поведение ребенка  идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. При этом ребенок не хочет что-то сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Второй симптом – это упрямство. Упрямство ребенка проявляется в том, что он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является принятое ребенком самостоятельное решение – он так сказал, он этого хочет.

Третий симптом кризиса – строптивость ребенка. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против существующего образа жизни. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, противоречии просьбам и требованиям взрослого, проявляется в стремлении настоять на собственном желании.

Четвертый симптом этого кризиса – своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности: ребенок все хочет делать сам. Он проявляет нетерпимое отношение к опеке взрослого, отказывается от его помощи.

Пятый симптом – протест-буря; все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер. Поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Шестой симптом кризиса – обесценивание. Ребенок как бы подчеркивает малозначимость игрушки, взрослых и сверстников, обесценивает их. В лексиконе впервые появляются нецензурные слова.

Седьмой —  кризис трех лет двойственен: в семье с единственным ребенком встречается стремление ребенка к деспотизму – взрослые должны делать то, что хочет ребенок. В семье с несколькими детьми чаще встречается симптом ревности к младшим или старшим братьям и сестрам.

Все перечисленные симптомы являются основными составляют т.н. семизвездие кризиса трех лет. Ко вторичным проявлениям  психологи относят острую потребность ребенка в оценке взрослого, фантазирование с целью получения выгоды для себя, избегание наказания с помощью вымысла, острое переживание неуспеха в деятельности, хитрость и изворотливость.

Необходимо отметить, что взрослые испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с детьми данного возраста. Многие формы протестующего поведения ребенка являются для них неожиданными и немотивированными.

Психологи единодушны в одном мнении, что кризис трех лет наиболее остро протекает при неблагополучных условиях воспитания ребенка. При этом отмечается, что негативизм и упрямство носят избирательный характер, т.е. проявляются по отношению к определенным взрослым (как правило, к близким) и не встречаются в отношении сверстников.

Центральным направлением в преодолении кризиса трех лет со стороны взрослых является реализация осмысленной программы целенаправленного обособления. Программа включает в себя такие формы поведения взрослого, как игнорирование ревности ребенка (существуют и другие), настаивание на праве родителей принадлежать друг другу, праве иметь свою жизнь, отдельную от ребенка; подчеркивание неправомерности действий ребенка «Ты еще маленький!», «Ты неправ, ты этого не знаешь!»; запрет вмешиваться в разговор взрослого, блокирование агрессии к другому. Ограничения и запреты должны открывать ребенку объемность и сложность взрослой жизни.

Культурно найденной и закрепленной формой преодоления кризиса перехода от раннего детства к дошкольному является сюжетно-ролевая игра. Ребенок испытывает потребность подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его взаимоотношениям с другими людьми, т.е. всему образу жизни взрослых детей. Однако реально он не в состоянии осуществить свое желание. Это возможно только в игре. Именно в игре ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность. Игра дает возможность ребенку реализовать то желание, которое в действительности он осуществить еще не может.

Таким образом, в заключении важно подчеркнуть следующее. Возрастные кризисы являются нормальным явлением; они встраиваются в общую систему развития ребенка и представляют собой некий перелом и переход на новую, более высокую ступень развития. Протекание кризиса индивидуально и во многом зависит от условий воспитания. Общим для всех кризисов раннего детства является то, что всякий ребенок «становится  относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте» и снижает темп развития по сравнению с темпом стабильного развития. Разрешение кризиса целиком зависит от  способности взрослых изменить качество общения и взаимодействия с ребенком согласно его новым возможностям и потребностям, т. к. каждый возрастной кризис – это, прежде всего, кризис отношений.

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 1 ГОДА

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловныхрефлексов, они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции. 

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

10 дней жизни — удерживает в поле зрения движущийся предмет, Вздрагивает и мигает при резком звуке

18 – 20 день жизни — Удерживает в поле зрения неподвижный предмет

1 месяц — Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета. Прислушивается к звуку, к голосу взрослого. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяц — Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1 м). поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Всегда отвечает улыбкой на разговор взрослого. Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову (не менее 5 сек.) Произносит отдельные звуки

3 месяца – длительное сосредоточение взягляда на предмете. В ответ на общение отвечает улыбкой, оживленным движением рук, ног, зввуками. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении

4 месяца – узнает маму. Захватывает и рассматривает внимательно игрушки. Более продолжительно лежит на животе опираясь на предплечья. Появляется длительное гуление. Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления. Первыйф переворот со спины на живот

5 месяцев – отличает чужих от близких. Узнает голос родного человека.  Берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке. Певучее гуление. Ест из ложки. Переворачивается с живота на спину и со спины жа живот

6 месяцев – активно переворачивается со спины на живот и с живота на спину, приподнимает таз. Может ползать по пластунски. Начало лепета.

7 месяцев – игрушки перекладывает из руки в руку. Хорошо ползает в разных направлениях, на вопрос где взглядом находит предемет о котором спрашивают. Подолгк лепечет. Появляются первые слоги.

8 месяцев – сам садится, сидит, ложится, встает у опоры, может передвигаться вдоль опоры. Повторяет заранее заученные простые действия («ладушки, дай ручку»). Произносит отчетливо отдельные слоги

9 месяцев – подрожает взрослому, повторяет за ним слоги, активное ходит вдоль опоры. Осознанно ишрает с игрушками

10 месяцев – может выполнять простые просьбы (возьми игрушку)

11 месяцев – может складывать пирамидку, стоит без опоры. Произносит первые простые слова.

12 месяцев – ребенок пытается самостоятельно ходить. Знает 5-10 простых слов

Заключение: отмечать наличие-отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консультация детских специалистов: детского педиатра, психоневролога, логопеда, психолога

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 4-6 ЛЕТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 4-6 ЛЕТ

 

Возраст
4 года
Показатели
Соответствует норме С отклонениями
I. Мышление и речь.

Специальные задания

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и т.п. Группирует предметы по несущественному признаку, например, по цвету.
II. Моторика

Пункт 5
Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки. Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.
III. Внимание и память.

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Рассеян, невнимателен, часто «отключается» с трудом и непрочно запоминает стихи.
IV. Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
V. Психическое здоровье.

Без отклонений Наличие отклонений соматовегетативного эмоционального, психомоторного характера.
Возраст
5 лет
Показатели
Соответствует норме С отклонениями
I. Мышление и речь.

Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета.
II. Моторика.

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.
III. Внимание и память.

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие воз расту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.
IV. Социальные контакты.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры. Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
V. Психическое здоровье.

Без отклонений. Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера.
Возраст
6 лет
Показатели
Соответствует норме С отклонениями
I. Мышление и речь.

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы. При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.
II. Моторика.

Общая: Умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: Умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более, чем за 70 сек. Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это 70 сек.
III. Внимание и память.

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или мед ленно, после многих повторений, но в целом успешно. Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.
IV. Социальные контакты.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, из бегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
V. Психическое здоровье.

Без отклонений. Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7-15 ЛЕТ

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7-15 ЛЕТ

 I. Эмоционально-вегетативная сфера:

При опросе-беседе отмечать:

Настроение: преобладает хорошее, ровное, устойчивое или отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность, тревожность, постоянное снижение настроения (особенно обращать внимание на фон настроения у школьников).

Наличие страхов (темнота, одиночества, чудовищ, животных, скелетов, бабы-Яги, болезни, смерти, высоты, огня, воды, открытого пространства и т.д., ночных страхов).

Соматовегетативные проявления:

Сон и аппетит без отклонений или:

Нарушения сна: затрудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудность пробуждения.

Нарушения аппетита: пониженный, повышенный, избирательный, извращенный, тошнота, рвота, связанные с едой.

Нарушение навыков опрятности: энурез (ночной, дневной), энкопрез.

Вегето-диэнцефальные проявления:

Наличие головных болей: возникают при соматических заболеваниях, физических нагрузках или утомлении; бывают часто или редко, утром или вечером; боль диффузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, чувство тяжести в голове, неопределенные ощущения.

Утомляемость: бывает часто или редко, связана с физическими нагрузками или психическими, снижение работоспособности.

Плохая переносимость жары, транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов. Наличие головокружений, обмороков, тошноты.

II. Психомоторная сфера и поведение:

Поведение: ровное, спокойное, уравновешенное или отмечаются повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная растороможенность, заторможенность, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жестокость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм.

Наличие навязчивых движений (тиков) и действий: моргание, нахмуривание лба, гримасничание, подергивание плечами, шмыгание носом, приглаживание волос, навязчивый счет, ритуалы (преимущественно у школьников).

Наличие патологических привычек: кусание когтей, выдергивание волос, онанизм, раскачивание головы или туловища (у дошкольников).

Речь: нормальная или наличие расстройств, заикание, косноязычие, дизартрия, мутизм и др.

III. Интеллектуальное развитие:

Отмечается успешность усвоения школьных программ, наличие трудностей обучения вследствие плохой сообразительности, памяти, недостаточного внимания, нарушения выработки школьных навыков (чтения, письма, счета преимущественно у школьников 1-4 классов).

Память, внимание, мышление — приводим тесты.

Заключение: отмечать наличие-отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консультация детских специалистов: детского педиатра, психоневролога, логопеда, психолога

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОКОЛО 1-ГО ГОДА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОКОЛО 1-ГО ГОДА

В возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев у ребенка, как правило, сформированы следующие умения и навыки:

1. Ребенок знает свое имя, оборачивается или откликается, когда его зовут;

2. Узнает на фотографии маму, других близких людей; с интересом рассматривает свое отражение в зеркале, получая очевидное удовольствие от увиденного;

3. По просьбе показывает или смотрит на названные игрушки, предметы, дает их Вам в руки; узнает некоторые простые предметные картинки (домик, мячик, «ляля» и т.п.);

4. Показывает несколько частей тела (носик, глазки, ушки и т.д.) у себя и у мамы;

5. Выполняет простую инструкцию («дай маме …», «покажи…», «принеси…»);

6. Выполняет по просьбе разученные действия с игрушкой («как ты бросаешь мячик?», «как едет машинка?» и т.п.), самостоятельно играет в наученные игры;

7. Конструирует из кубиков (строит башенку, дорожку);

8. Различает контрастные цвета и формы (выбирает по просьбе шарик, кубик; сортирует предметы двух цветов – раскладывает по двум емкостям);

9. Снимает и надевает (без учета величины) кольца пирамиды;

10. Различает предметы двух величин (показывает большой и маленький);

11. Вкладывает фигурку (круг) в соответствующую прорезь;

12.  Рисует «дорожку» на бумаге, черкает прямые линии;

13. Удерживает предметы (мелкие) пальчиками;

14. Реагирует на музыку, пританцовывает, «подпевает»;

15. Ищет понравившуюся игрушку, если ее забрать и спрятать.

Игрушки, которые необходимо иметь ребенку в возрасте 1 года

Пирамидка с колечками разной величины; матрешка из трех частей; разноразмерные стаканчики для вставления друг в друга; доски с прорезями для вставления фигур (геометрических форм, фигурок животных и т.п.); кубики разного цвета, величины, фактуры (маленькие, крупные, деревянные, мягкие и т.п.); куклы, машинки; музыкальные игрушки (в которых звук извлекается благодаря активности ребенка – нажатием на клавиши, кнопки, постукиванием, потряхиванием и т.д.), восковые мелки, маркеры; пальчиковые краски; детские книжки с твердыми страничками; игрушки на колесиках, которые можно тянуть за веревочку и толкать перед собой.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОКОЛО 2-Х ЛЕТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОКОЛО 2-Х ЛЕТ

К возрасту 2-ух лет ребенок, как правило, хорошо овладевает навыком самостоятельной ходьбы; он умеет бегать, приседать на корточки, прыгать на двух ножках, подниматься и спускаться по ступенькам. Малыш хорошо понимает обращенную речь, изъясняется простыми фразами; его словарный запас быстро пополняется. Уровень самообслуживания и сформированности навыков опрятности у разных деток широко варьируется: часть детей самостоятельно кушают ложкой и исправно просятся на горшок, у другой части детей эти навыки не сформированы либо находятся в стадии становления.

Оценить уровень познавательного развития вашего ребенка поможет предложенный нами перечень вопросов и игровых заданий. Понаблюдайте за своим малышом, поиграйте вместе с ним. У двухлетнего ребенка перечисленные навыки и умения, как правило, сформированы, а выполнение заданий не вызывает затруднений.

1.      Ребенок знает свое имя, оборачивается или откликается, когда его зовут;

2.      Узнает на фотографии маму, других близких людей (называет или по просьбе указывает пальчиком); с интересом рассматривает свое отражение в зеркале, получая очевидное удовольствие от увиденного;

3.      По просьбе показывает или смотрит на названные игрушки, предметы, дает их Вам в руки; узнает предметные изображения (домик, мячик, «ляля» и т.п.);

4.      Малыш показывает части тела (носик, глазки, ушки и т.д.) у себя и у мамы;

5.      Выполняет простую инструкцию («дай маме …», «покажи…», «принеси…»);

6.      Выполняет по просьбе разученные действия с игрушкой («как ты бросаешь мячик?», «как едет машинка?» и т.п.). Умеет самостоятельно играть в наученные игры;

7.      Ребенок активно подражает действиям взрослого («красит» губы, пытается причесываться, «вытирает» пыль, «читает» газету и т.п.);

8.      Конструирует из кубиков (строит башенку, дорожку, перекрытие);

9.      Различает контрастные формы (подбирает формы по заданному образцу – например, выполняет «найди все кубики» среди других фигур);

10. Сличает основные цвета (выполняет «дай такой же») либо выбирает по названию («дай красный…»). Основные цвета – красный, желтый, синий, зеленый;

11. Снимает и надевает кольца пирамиды; с некоторой организующей помощью может сложить пирамиду правильно, т.е. с учетом величины колец. Организующая помощь: «какое колечко больше – красное или желтое?», «выбери самое большое колечко» и т. д.

12. Различает предметы двух величин (называет либо показывает «самый большой»  и «самый маленький» из нескольких предметов, например, стаканчиков, матрешек и т.д.);

13. Вкладывает фигурки (круг, квадрат) в соответствующие прорези; допустимы примерки, прилаживания и другие практические пробы. Стремиться к тому, чтобы эти операции ребенок делал мысленно, в уме («Посмотри глазками и покажи мне пальчиком, в какую дырочку нужно вставить эту фигурку?»);

14. Рисует «дорожку» на бумаге, округлые линии, круги («мячики»);

15. Реагирует на музыку, пританцовывает, «подпевает», узнает любимую;

16. Способен длительное время удерживать внимание на выполняемой деятельности; может около 20 минут заниматься со взрослым за столом.

Не огорчайтесь, если у вашего малыша получается не все – это очень приблизительный перечень умений, который между тем может служить вам некоторым ориентиром, «маячком». Почаще включайте предложенные упражнения в ваши совместные игры и у вас все получится.

  

Игрушки, которые необходимо иметь ребенку в возрасте 2 года

 

Пирамидка с колечками разной величины; матрешка из 3-х частей; разноразмерные стаканчики для вставления друг в друга; доски с прорезями для вставления фигур (геометрических форм, фигурок животных и т.п.); игрушки на сличение цвета (типа «Радуга»); кубики разного цвета, величины, фактуры (маленькие, крупные, деревянные, мягкие и т.п.); материал для конструирования; куклы, машинки, мячи; музыкальные игрушки (в которых звук извлекается благодаря активности ребенка – нажатием на клавиши, кнопки, постукиванием, потряхиванием и т.д.); восковые мелки, маркеры; краски; детские книжки с твердыми страничками; настольные  развивающие игры типа «Парочки», «Чей домик?» и т.д.

Мы вовсе не ограничиваем вас предложенным списком игрушек и уверены, что у вашего ребенка много и других игрушек – и это правильно. Но перечисленные игрушки и пособия обладают не только развлекающим, но и развивающим эффектом. Мы надеемся, что вы обязательно предложите их своему малышу.