Республиканский День здорового питания

Республиканский День здорового питания

 ЗДОРОВОЕ питание — неотъемлемая часть здорового образа ЖИЗНИ. Питаться правильно важно во все периоды жизни человека. Основные принципы здорового питания должны закладываться с раннего детства и придерживаться их необходимо в течение всей жизни.

К сожалению, в нашей стране, как и во всем мире, продолжает расти число людей, имеющих избыточную массу тела или страдающих ожирением. Этот печальный факт актуален и в отношении детей и подростков. Сегодня почти треть детского населения в возрасте до 18 лет имеет избыточный вес или страдает ожирением. Большинство из этих детей не расстанутся с лишним весом и во взрослом возрасте.

Если разобраться в причинах сложившейся ситуации, то наиболее часто наблюдаются типичные для белорусов нарушения питания — переедание, избыточное потребление жиров, сладостей, алкоголя и поваренной соли, недостаточное потребление овощей и фруктов, что влечет за собой недостаточное потребление незаменимых для человека питательных веществ: полиненасыщенных жиров, сложных углеводов, пищевых волокон, витаминов и минеральных веществ. Причина этого кроется в семейных традициях, в пристрастии к фаст-фуду, сладким напиткам. Быстрый ритм жизни также не способствует правильному питанию. Люди перекусывают на ходу, питаются нерегулярно.

Достаточно часто и взрослые, и дети «заедают» проблемы с которыми сталкиваются в жизни.

Что же происходит в организме человека, который питается неправильно? Избыток насыщенных жиров (которые содержатся в жирных мясных и молочных продуктах, сале, сливочном масле, маргарине и некоторых других пищевых продуктах), является основной причиной повышения уровня холестерина в крови, что приводит к атеросклеротическим — изменениям — стенок — кровеносных — сосудов, ухудшению кровоснабжения органов и тканей, развитию ишемической болезни — сердца, заболеваний — периферических — артерий, риску возникновения инфаркта миокарда и мозгового инсульта.

Употребление больших количеств легкоусвояемых углеводов (сахаров) провоцирует развитие не только кариеса зубов, но и сахарного диабета в пожилом возрасте.

Увеличение в питании доли насыщенных жиров и легкоусвояемых углеводов в сочетании с малоподвижным образом жизни приводит к избыточной массе тела и ожирению, которое, в свою очередь, способствует возникновению инсулин — независимого диабета (его распространенность в 3 раза выше у полных людей по сравнению с людьми с нормальной массой тела), желчно — каменной болезни, рака желчного пузыря, молочной железы и матки; дегенеративно — дистрофических заболеваний опорно — двигательного аппарата (остеохондроз, деформирующий остеоартроз и др) и варикозного расширения вен. Кроме того, избыточная масса тела вызывает преждевременное старение организма в среднем на 5-6 лет, сокращает продолжительность жизни на 4-11 лет, повышает риск артериальной гипертонии в 2-2,5 раза, ишемической болезни сердца — в 1,7-2 раза.

Избыточная масса тела наблюдается более чем у 60% белорусов, ожирением страдают более 20% наших соотечественников.

В настоящее время в нашей стране хронические неинфекционные заболевания (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, хронические неспецифические заболевания легких, сахарный диабет, онкологические заболевания) являются причиной смерти у 2/3 умерших.

Низкое содержание в рационе витаминов и минеральных веществ приводит к развитию таких патологических состояний, как остеопороз и эндемический зоб. Возникновение некоторых видов рака в настоящее время связывается с употреблением большого количества красного мяса (говядины, баранины, свинины). Чрезмерное потребление поваренной соли повышает риск злокачественных новообразований желудка.

Недостаточное количество в рационе пищевых волокон повышает риск возникновения рака толстого кишечника. В то же время, витамины А, Е, С и некоторые минералы (селен) обладают онкопротективными свойствами.

Полноценное во всех отношениях питание способствует укреплению и улучшению здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждению и лечению различных заболеваний‚ замедлению процессов старения и активному долголетию.

Основными принципами здорового питания для человека являются:

1.          Энергетическое соответствие. Это значит, что количество потребляемой энергии с пищей должно соответствовать расходуемой. расход энергии в организме осуществляется тремя путями: в результате основного обмена, специфического динамического действия пищи и мышечной деятельности.

В среднем при основном обмене затрачивается около 1 ккал на 1 килограмм массы тела в час. У детей величина основного обмена выше, чем у взрослых.

Специфическое динамическое действие пищи обусловлено ее перевариванием в желудочно-кишечном тракте. Наибольший расход энергии вызывает — переваривание белков, которое увеличивает интенсивность основного обмена обычно на 30-40%. Прием с пищей жиров повышает основной обмен на 4-14%, углеводов — на 4-7%. Подсчитано, что при смешанном питании и оптимальном количестве потребляемых пищевых веществ основной обмен увеличивается на 10- 15%.

Физическая деятельность оказывает существенное влияние на расход энергии в организме человека. Чем выше физическая активность, тем больше энергии тратит организм человека.

2.          Разнообразие. Рацион должен быть разнообразным и содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ в каждый основной прием пищи. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов (по массе) в суточном рационе детей старше 1 года и взрослых должно составлять 1:1:4.

Физиологическая норма белка в рационе должна составлять не менее 0,85-1,0г на 1 кг долженствующего (правильного) веса человека. Из этого количества 60% должно приходиться на долю белков животного происхождения (нежирное мясо, птица, рыба, яйца, молоко и молочные продукты). Белки должны составлять до 12% калорийности дневного рациона человека.

Количество жиров, оптимальное для поддержания здоровья человека, должно составлять 0,8-1,0 г на 1 кг веса. Жиры должны составлять до 30% калорийности дневного рациона. На долю насыщенных жиров должно приходиться до 10% (сало, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, растительные маргарины, которые — становятся твердыми — при — комнатной — температуре), полиненасыщенных — 7% (жирная рыба), мононенасыщенных — 13% (жидкие растительные масла, авокадо). Употребление рыбы, богатой полиненасыщенными жирами два раза в неделю снижает риск сердечно — — сосудистых — заболеваний. — Потребление — мононенасыщенных (растительных) жиров способствует переработке и выведению жиров из организма.

Следует обратить внимание на трансжиры, которые вредны для организма человека в любом количестве и действуют подобно насыщенным жирам. Их количество в рационе не должно превышать 1%. Содержатся промышленные трансжиры в еде — быстрого приготовления, маргаринах, соусах, мучных кондитерских изделиях.

Сократить потребление жиров можно если:

— жирное мясо заменить на рыбу, птицу, бобовые или нежирное мясо;

— выбирать продукты с низким содержанием жира (но не обезжиренные);

— перед приготовлением мяса или птицы удалять видимые жиры и кожу;

— выбирать способ кулинарного приготовления без использования масла (приготовление на пару, отваривание, запекание, тушение);

— обращать внимание на информацию на этикетке пищевого продукта. Даже внешне не жирный продукт может содержать значительное количество скрытого жира.

З. Количество углеводов в рационе человека должно составлять до 3,5 г на 1 кг массы тела, что приблизительно составляет 55 — 60% от всей калорийности дневного рациона. Количество сахара и сладостей не должно превышать 10% от суммарной поступающей энергии, что соответствует приблизительно 50 г сахара.

поступление сахара в организм можно сократить:

— ограничив — потребление пищевых — продуктов с высоким содержанием сахара, и исключив употребление газированных напитков с высоким содержанием сахара для всех групп населения, особенно для детей;

— употребляя в пищу фрукты и сырые овощи, чтобы перекусить, вместо сладких закусочных продуктов;

Необходимо употреблять ежедневно в пищу не менее 400 г овощей и фруктов, не считая картофеля, которые являются источником пищевых волокон, клетчатки, пектина, витаминов, минеральных веществ и органических кислот. Именно наличие в овощах клетчатки и пектинов создает чувство насыщения, регулирует функции кишечника. Предпочтительнее использовать продукцию местного производства.

Бобовые, орехи, цельные злаки являются источниками белка, клетчатки, минеральных веществ (кальций, магний, калий), витаминов (аскорбиновая кислота, каротиноиды, фолиевая кислота, витамин Вб) и при этом в чистом виде обладают низкой калорийностью. Обязательной составляющей рациона должен быть хлеб, лучше цельнозерновой.

4.          Режим приема пищи. Дробный режим (5 раз в день) приема пищи позволяет человеку не чувствовать голода потому, что подавляет возбуждение пищевого центра в мозге человека и снижает аппетит. Важно стремиться к постоянству приемов пищи по часам в течение дня. Выработка постоянного стереотипа в режиме питания имеет большое значение для условно — рефлекторной подготовки организма человека к приему и перевариванию пищи. Желательно не допускать перерывов более четырех часов между приемами пищи.

Не менее важно правильное физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня. Считается оптимальным 25% рациона употреблять на завтрак, 10% — на первый перекус, 35% — на обед, 10% — на второй перекус, 20% — на ужин. Основная калорическая нагрузка должна приходиться на первую половину дня. Последний прием пищи должен быть за 2,5-3 часа до сна.

5.          Соблюдение питьевого режима. Необходимое количество жидкости в день, при отсутствии противопоказаний, должно составлять 30-40 г на килограмм массы тела человека. В среднем это составляет 1,5- 2,5 л. Часть из этого количества расходуется на приготовление пищи, другая часть — в качестве питья. Идеальной для питья считается чистая (фильтрованная или бутилированная) негазированная питьевая вода. Можно также использовать минеральную воду с низкой минерализацией, чай (зеленый, черный, каркаде), натуральный кофе, цикорий, свежеотжатые соки, травяные отвары.

Интервал между питьем и приемом пищи должен составлять не менее 30 минут.

6. Условия приема пищи. Есть нужно в спокойной обстановке, не спеша и не отвлекаясь на просмотр телевизора, компьютера, газет и т.п. Пищу нужно тщательно пережевывать. Необходимо иметь в виду, что в результате определенной инерции возбуждения пищевого центра головного мозга аппетит сохраняется еще некоторое время даже после приема пищи, т.е. сигнал о насыщении приходит с опозданием, поэтому следует вставать из-за стола с чувством легкой сытости, но не переедания.

7.          Ограничение поваренной соли в рационе до 5 г в сутки (чайная ложка без верха). В эндемичных районах необходимо использовать йодированную соль.

В среднем в Беларуси мужчины потребляют 12,4 г соли в день, женщины 9 г в день. Показатель смертности от сердечно — сосудистых заболеваний, связанный с чрезмерным потреблением натрия, составляет 21,4%.

Потребление соли можно сократить за счет:

— исключения — соли, соевого соуса или — других — соусов промышленного производства во время приготовления пищи, и использования натуральных пряностей и приправ (лавровый лист, перец горошком, гвоздику, тмин, имбирь, укроп, петрушку, сельдерей, чеснок);

— исключения соли при сервировке стола; ограничения потребления соленых закусочных продуктов;

— внимательного изучения информации о составе продукта на этикетке, выбора продуктов с более низким содержанием натрия.

8.          Сокращение употребления алкогольных напитков до 20 мл чистого спирта в эквиваленте.

Конечно, никто не может заставить нас правильно питаться, каждый человек принимает решение сам. Важно помнить, что от этого решения зависит самое дорогое — здоровье. Ваше и Ваших близких.

Главный внештатный диетолог Министерства здравоохранения Республики Беларусь, врач — диетолог

УП «Комбинат питания «Витамин» Е.Е. Протасова

Профилактика летнего травматизма

Профилактика летнего травматизма

Специфической чертой детей является способность активного познания окружающего мира, но любознательность, подражание старшим, нетерпеливость, отсутствие жизненного опыта приводят к несчастью. Летний травматизм детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей ребенка.

Детские игры занимают важное место в жизни ребенка, они являются одним из способов познания окружающего мира, приобретения опыта общения со сверстниками, значимым фактором физического развития. источником положительных эмоций. Но они же сопровождаются различными опасностями:

Детские площадки — это зона повышенной опасности.

Основные опасности на детской площадке:

  1. Опасные ситуации, связанные с игровой средой (качели, лесенки и т.д.).
  2. С социальным окружением (старшие дети, незнакомые взрослые).
  3. Опасности, связанные с домашними и бродячими животными.
  4. Различными предметами, непосредственно находящимися на площадке (различные растения, мусор, посторонние предметы).

Придя с ребенком на площадку:

1.  Обязательно обеспечьте ребенка удобной, соответствующей погоде одеждой и обувью (не одевать слишком холодно, но и не слишком жарко, т. к. в противном случае ребенок вспотеет и простудится),

2. Убедитесь в отсутствии опасных участков и предметов (торчащих болтов, корней деревьев, камней, острых углов и т. д.).

3. Убедитесь, что на игровой площадке нет крупного мусора, стекла и других материалов, которые могут навредить ребенку, а поверхность вокруг устлана слоем амортизирующего материала (песок, стружка, мелкий гравий).

4. Убедитесь в соответствии игрового оборудования возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям вашего ребенка (не разрешайте ребенку залезать на лесенку в десять раз больше его самого)

5. Не позволяйте ребенку играть на высоте, скатываться с крутых горок и самостоятельно качаться на качелях.

6. Обсудите с ребенком возможные опасные ситуации, привлекая личный опыт, случаи из жизни, но не пугайте малыша. Беседуйте так, чтобы он усвоил правила безопасного поведения и спокойно соблюдал их. Зная о возможных последствиях, ребенок будет осторожнее.

7. Объясните ребенку правила поведения в различных социальных ситуациях (при встрече с незнакомым взрослым, ребенком младшего/старшего возраста или сверстником).

8. Объясните ребенку правила поведения при появлении животных (не подходить к собакам/кошкам).

9. Расскажите ребенку о представляющих опасность для здоровья мусоре, посторонних предметах, растениях.

10. Организуйте игровую и двигательную деятельность ребенка в безопасной и соответствующей возрасту игровой зоне площадки.

11. Обязательно постоянно следите за ребенком.

Качели — источник травматизма, особенно с расшатанными стойками, перетертыми канатами, треснувшими сидениями. Большая ошибка после падения с качелей — попытка встать на ноги. Это чревато получением дополнительного удара.

Катание и прыжки на скейтах — основная причина травмы головы, лица, повреждений спины. При катании нужно использовать наколенники, налокотники и шлем.

Кататься на роликовых коньках следует на роликовых трассах или на ровном дорожном покрытии. Необходимо также пользоваться защитными снаряжениями.

Травматизм при езде на велосипедах распространен среди детей в возрасте 10-14 лет. Характер травм разнообразен: от легких ссадин до крайне тяжелых повреждений.

Безопасность на каруселях.

  • Нельзя слезать с карусели, пока она крутится, так как следующее сиденье продолжает двигаться и может сильно ударить тебя, если ты не отбежал.
  • Нельзя бежать по кругу, взявшись за одно сиденье, и раскручивать пустую карусель, а потом вдруг резко остановиться — можно получить удар следующим сиденьем.
  • Нельзя вставать на сиденье карусели ногами, так как при движении можно потерять равновесие и, падая, удариться.

Запомните правила, которые необходимо соблюдать, если на детской площадке есть качели!

  • Если качели очень тяжёлые (например, железные), нельзя спрыгивать на лету, ты можешь не успеть отбежать, и тогда качели ударят тебя прямо в заты­лок или в спину.
  • Если ты любишь сам раскачивать качели, то должен всегда помнить: если их толкнуть посильнее и не поймать, качели попадут прямо тебе в лицо.
  • Не бегай рядом с качелями! Может случиться так, что другой ребёнок не успеет затормозить, и вы оба получите травмы.
  • Пластмассовые качели на верёвочках тоже небезопасны. Если ты на них сильно раскачаешься, то, наклонившись вперёд, можешь легко перевернуть сиденье своим весом.

Безопасность при катании на роликах.

Еще ни одно увлечение детей не приводило к такому наплыву раненых, как роллинг (катание на роликовых коньках), который в последнее время стал особенно популярным. В роллинге слишком высоки требования к владению телом — малейший сбой приводит к падению, что всегда чревато травмой. К тому же, у нас практически нет отведенных для катания дорожек, следовательно, катаются по проезжей части дороги. Отсюда нередки дорожно-транспортные происшествия. А катаются роллеры без шлемов, без надколенников, без налокотников. Бороться с этим .массовым явлением бесполезно, а вот с вредными последствиями справиться можно:

  • Покупая ребенку роликовые коньки, научите стоять на них и перемещаться. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Проследите за правильной постановкой голеностопного сустава.
  • Не покупайте детям роликовых коньков китайского производства, хотя и стоят они дешевле. Они травмоопасны и недолговечны.
  • Голенище должно служить хорошей опорой, поэтому должно быть твердым.

« Пригласите опытного роллера, если сами не можете научить хотя бы одному методу торможения.

  • Обязательно приобретите наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы.
  • Научите правильно падать — вперед на колени, а затем на руки.
  • Надо убедить местные власти отвести детям специальные места для катания. Желательно подальше от автомобильных дорог.
  • Научите избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.

Безопасность на горке.

  • Осторожно прикасайся к горке, пробуй её на ощупь: в жару железные горки сильно нагреваются и можно обжечься, прикоснувшись к металлическим частям. Будь внимательным!
  • Постарайся отбежать от горки сразу после спуска. Иначе на тебя попадают все, кто сверху катится за тобой.
  • В некоторых дворах горки деревянные. Летом осмотри её внимательно, нет ли на ней сколов, щербин, а то, спускаясь по ней, ты рискуешь получить занозу.

Необходимо напоминать родителям и самим детям о регулярной проверке игрового оборудования на дачных и приусадебных участках, к которым ребенок имеет доступ — детские площадки соседей, родственников, друзей, у которых вы бываете в гостях вместе с детьми.

Необходимо организовывать досуг детей, делать его интересным. Создавать такие условия, при которых каждый ребенок мог бы заняться чем-нибудь по своему вкусу, не рискуя стать жертвой несчастного случая. Вот почему следует шире организовывать больше детских площадок не только в парках культуры и отдыха, но и во дворах жилых домов, озеленять их, следить за состоянием оборудования.

Необходимо устраивать для детей интересные и безопасные игры. Разве менее весело кататься с горки, чем на перилах лестниц, или бросать снежки в цель, чем кидать их друг в друга. И зачем ребенку выезжать на самокате из ворот двора на тротуар, а оттуда на мостовую, если во дворе будет сделана специальная асфальтированная дорожка для этого. Очень увлекательной и полезной будет для ребят и игра в правила уличного движения.

Полезны и беседы с детьми в занимательной форме о правилах предотвращения несчастных случаев.

Опыт больниц показывает, что и на детских площадках случаются травмы. Это происходит тогда, когда площадки плохо оборудованы или если за детьми нет достаточного надзора. В зимнее время нередки случаи падения детей со снежных горок, которые часто делают без боковых ограждений, без перил. Не всегда следят за тем, чтобы дети по одному поднимались на горку и соблюдали нужные промежутки времени, скатываясь с нее. Если эти правила дети не выполняют, то они могут столкнуть друг друга, толпясь на площадке горки, или ударить один другого, съезжая с нее все сразу. А в конечном счете отмечаются различные повреждения; ушибы, переломы костей, сотрясение мозга, ранения полозьями санок. Летом дети иногда падают во время хождения по бревну и при упражнениях на шведской лестнице. Это случается, когда взрослые не стоят рядом, не «страхуют» ребенка, пока он не научился еще сам держать равновесие или правильно спускаться с лестницы.

На детских площадках, где нет надзора, чаще возникают ссоры между детьми. Они начинают играть в опасные игры. Иногда малыш, играя в песочном ящике, сыплет сухой песок из высоко поднятого совка; этот песок может попасть в его глаза или в глаза другого ребенка. Взрослым нужно следить за тем, чтобы песок в ящике был не только чистым, но и увлажненным.

Необходимо еще учитывать и особую импульсивность детей, т.е. способность давать более непосредственные реакции на внешние воздействия. Увлеченные занимательной игрой, дети легко забывают усвоенные ими правила поведения и становятся жертвами своего увлечения. Так возникают, например, несчастные случаи с детьми, выбегающими за укатившимся мячом или обручем на улицу. Велика потребность детей в интенсивных движениях. Отсюда их стремление к подвижным играм и быстрым передвижениям, к опасным шалостям (катание на перилах лестниц, цепляние за автомобилем, пользование самокатом по мостовой).

Не меньшее значение имеет очень распространенное среди детей стремление похвастать своей «храбростью», «мужеством», «героизмом», результатом чего является нередко нарушение правил поведения (игра на крыше сарая, ныряние в водоемы, где купание запрещено, и т. д.).

Любознательность детей также таит в себе опасность. Известна их любовь к «экспериментированию» с взрывчатыми или легко воспламеняющимися веществами; спичечной серой, порохом, карбидом кальция и т. д.

Все сказанное лишний раз подтверждает то, что в происхождении травм среди детей повинны не столько сами дети, сколько равнодушие взрослых, не обращающих внимания на моменты, могущие принести вред детям, не заботящихся о их воспитании и привитии им необходимых в жизни навыков.

Безопасность детей в быту.

Ежегодно с началом летне-весеннего сезона регистрируются случаи гибели детей при выпадении из окна! Как правило, во всех случаях падения дети самостоятельно забирались на подоконник, используя в качестве подставки различные предметы мебели, и, опираясь на противомоскитную сетку, выпадали из окна вместе с ней. При этом подавляющее большинство падений происходили из-за недостатка контроля взрослыми за поведением детей, рассеянностью родных и близких, забывающих закрывать окна, отсутствие на окнах блокираторов или оконных ручек-замков, неправильной расстановкой мебели, дающей возможность детям самостоятельно забираться на подоконники, и наличие москитных сеток, создающих иллюзию закрытого окна,

В связи с чем необходимо вспомнить ряд правил «жизни» которые позволят обезопасить вашего ребенка от тяжелых травм:

  • Не оставлять окна открытыми, если дома маленький ребенок, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребенка или искалечить ее навсегда.
  • Не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна — дети любят опираться на них, воспринимая как надёжную опору, а потом выпадают вместе с ними наружу.
  • Не оставлять ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон и стеклянных дверей.
  • Не ставить мебель поблизости окон, чтобы ребёнок не взобрался на подоконник и не упал вниз.
  • Не следует позволять детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон.
  • Не следует класть вещи в беспорядке в процессе уборки возле балконных или межкомнатных остеклённых дверей, гак как ребёнок может споткнуться и нанести себе травму.
  • Преподавать детям уроки безопасности. Учить старших детей присматривать за младшими.
  • Тщательно подобрать аксессуары на окна для детской комнаты. В частности, средства солнцезащиты, такие как жалюзи и рулонные шторы должные быть без свисающих шнуров и цепочек. Ребёнок может в них запутаться и спровоцировать удушье.
  • Посадить под окнами зелёные насаждения, особенно, если вы живёте в частном доме, которые смогут смягчить приземление в случае выпадения ребёнка из окна.
  • Установить на окна блокираторы или оконные ручки-замки с ключом препятствующие открытию окна ребёнком самостоятельно.

Но всё же, уважаемые родители, гораздо спокойнее и безопаснее, по возможности, не оставлять маленького ребёнка одного, а брать с собой. В крайнем случае, кооперироваться со знакомыми, родственниками и оставлять ребёнка у них или приглашать «свободных» родственников к себе, чтобы они посидели с ребёнком. Конечно, от всего не застрахуешься, но сделать то, что в наших силах, чтобы обезопасить ребёнка, мы обязаны.

Требования к организации и проведению занятий с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду, школе и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и па участке дети не только овладевают навыками работы, но и знакомы правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.

Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.

В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения — уступить, пропустить, предупредить и т.д.

Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать, При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.

Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие.

Беседу с ребенком нужно так построить, чтобы в ходе ее он открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации необходимо побуждать детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала ребенок подводится к самостоятельному выводу — как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

 

Главный внештатный детский травматолог-ортопед комитета по здравоохранению Мингорисполкома С.И.Третьяк

Государственная поддержка семей с детьми-инвалидами.

Государственная поддержка семей с детьми-инвалидами.

 Семьям, воспитывающим детей инвалидов в возрасте до 18 лет, в соответствии с Законом Республики Беларусьот 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее — Закон №7-З), назначаются и выплачиваются следующие государственные пособия:

1.                      Пособие по беременности и родам. Пособие назначается с 30 недель беременности на 126 календарных дней, в случае осложненных родов, в том числе рождения двоих и более детей, – на 140 календарных дней.

Женщинам, постоянно (преимущественно) проживающим и (или) работающим на территории радиоактивного загрязнения, пособие по беременности и родам назначается с 27 недель беременности на 146 календарных дней, в случае осложненных родов, в том числе рождения двоих и более детей, – на 160 календарных дней.

В случае родов, наступивших до 30 недель беременности (до 27 недель беременности у женщин, постоянно (преимущественно) проживающих и (или) работающих на территории радиоактивного загрязнения), пособие по беременности и родам назначается на 140 календарных дней (женщинам, постоянно (преимущественно) проживающим и (или) работающим на территории радиоактивного загрязнения, – на 160 календарных дней), а в случае рождения мертвого ребенка – на 70 календарных дней.

Лицу, усыновившему (удочерившему) ребенка либо назначенному опекуном ребенка в возрасте до 3 месяцев, пособие по беременности и родам назначается на 70 календарных дней со дня усыновления (удочерения) или установления опеки (ст.7,8 Закона № 7-З).

2.                      Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности. Пособие назначается и выплачивается единовременно в размере 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка (ст.10 Закона № 7-З).

3.      Пособие в связи с рождением ребенка. Пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка единовременно при рождении, усыновлении (удочерении) в следующих размерах:

на первого ребенка – в размере десятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка;

на второго и последующих детей – в размере четырнадцатикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату рождения ребенка (ст.11 Закона № 7-З).

4.                      Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается на каждого ребенка в следующих размерах:

на первого ребенка – 35 процентов среднемесячной заработной платы;

на второго и последующих детей – 40 процентов среднемесячной заработной платы.

На ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 45 процентов среднемесячной заработной платы.

Лицам, постоянно (преимущественно) проживающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение, выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 150 процентов (ст.13 Закона № 7-З).

5.                      Пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей. Пособие назначается на каждого ребенка в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, а на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет – в размере 70 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума (ст.14 Закона № 7-З).

6.                      Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Пособие назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет и выплачивается ежемесячно в размере 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума (ст.17. Закона № 7-З).

7.                      Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Пособие назначается:

при медицинской помощи в амбулаторных условиях – на период, в течение которого ребенок по заключению врача нуждается в уходе, но не более чем на 14 календарных дней по одному случаю заболевания (травмы);

при оказании медицинской помощи в стационарных условиях:

ребенку в возрасте до 5 лет – на весь период нахождения с ребенком в государственной организации здравоохранения;

ребенку в возрасте от 5 до 14 лет, ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет, нуждающимся по заключению врача в дополнительном уходе, – на весь период нахождения с ребенком в государственной организации здравоохранения, в течение которого он нуждается в уходе (ст.18 Закона № 7-З).

8.                      Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации. Право на пособие имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида и назначается на весь период (с учетом времени на проезд туда и обратно).

Оплата листка нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, производится  лицам, осуществляющим уход за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации (ст.19 Закона № 7-З);

9.                      Пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, ребенком в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком. Пособие назначается на весь период, в течение которого указанные лица по заключению врача не могут осуществлять уход за ребенком.

Право на пособия имеет лицо, непосредственно осуществляющее уход за ребенком-инвалидом, на которое распространяется государственное социальное страхование и за которое, а также им самим в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование (ст.19 Закона № 7-З).

В соответствие с Законом Республики Беларусьот14 июня 2007 г. № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее Закон № 239-З) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет предоставляется право на:

·        бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (п.п.1.13. ст.10 Закона № 239-З);

·        бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства (п.п. 2.2. ст.11 Закона № 239-З);

·        право на бесплатное обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (п.п.2.2 ст.11 Закона № 239-З);

·        на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний); лица, сопровождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения (п.п.4.7 п.4, п.5 ст. 12 Закона № 239-З);

·        бесплатный проезд на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а так лицу сопровождающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (п.п.13 ст.13 Закон № 239-З).

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, предоставляются гарантии в сфере трудового законодательства.

Запрещается необоснованный отказ в заключение трудового договора с женщинами по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (п.6 ст.16 Трудового Кодекса  Республики Беларусь);

Женщины, имеющие детей-инвалидов – до восемнадцати лет, могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни (часть первая статьи 147), выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия (ст. 263 Трудового Кодекса  Республики Беларусь).

Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю, месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда (ст. 265 Трудового Кодекса  Республики Беларусь).

При составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию женщины, имеющей двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (ст.168 Трудового Кодекса  Республики Беларусь).

Не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с матерями, имеющими детей-инвалидов до восемнадцати лет, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 2457–9 статьи 42 и статьей 47 настоящего Кодекса.

При заключении трудового договора с ребенком-инвалидом предварительное испытание не устанавливается (п.1,4 ст. 28 Трудового Кодекса Республики Беларусь).

В сфере налогового законодательства.

Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или

имеющих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 52 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц (п. 1.2. ст. 164 Налогового Кодекса Республики Беларусь (особенная часть)). Стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям, на содержании которых находятся ребенок.

Предоставляются льготы по единому налогу для родителей (усыновителей), воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, в виде снижения ставки на 20 % начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором ребенок-инвалид достиг восемнадцатилетнего возраста, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения ребенка-инвалида (п.2.5. ст. 297 Налогового Кодекса Республики Беларусь (особенная часть)).

В сфере пенсионного обеспечения предоставляются гарантии в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон «О пенсионном обеспечении»), а именно:

·        матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

·        отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью (ст.20 Закона «О пенсионном обеспечении»);

·        инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

мужчины – при стаже работы не менее 25 лет;

женщины – при стаже работы не менее 20 лет. (ст 22. Закона «О пенсионном обеспечении»);

В стаж работы для назначения трудовой пенсии засчитывается период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, нуждающимся в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным, неработающим лицом (ст.51 . Закона «О пенсионном обеспечении»);

·        детям-инвалидам в возрасте до 18 лет назначаются социальные пенсии, которые исчисляются из наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

пенсии при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов (ст. 73 Закона «О пенсионном обеспечении»);

В сфере жилищного законодательства. Право на получение жилого помещения социального пользования имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствие со ст.111 Жилищного Кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. № 428-З:

·        граждане, имеющие заболевания, и граждане, в составе семей которых имеются дети, имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире;

·        граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды;

·        инвалиды I и II группы.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусьот6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы имеют право на:

·        внеочередное получение льготных кредитов;

·        право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;

·        на получение одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

В сфере образования в соответствиес Кодексом об образовании Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-З устанавливаются льготы в виде:

·                    бесплатного пользования учебниками и учебными пособиями для лиц с особенностями психофизического развития; детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет; инвалидов с детства; лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом; обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы (ст.39 Кодекса об образовании);

·                    предоставляются бесплатно места для проживания в общежитиях государственных учреждений образования для обучающихся детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I или II группы (ст.44 Кодекса об образовании);

·                    место работы для выпускников, которые относятся к категории детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I или II группы, предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) либо с их согласия иное имеющееся в наличии место работы. Лиц, имеющих одного из родителей, или мужа (жену) инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида (ст.83 Кодекса об образовании);

В учреждениях образования учащимся с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания предоставляется бесплатное одноразовое питание (п.5 «Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусьот21 февраля 2005 г. № 177).

В соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 126 «О некоторых вопросах получения высшего и среднего специального образования на платной основе» руководители государственных учреждений образования вправе предоставлять в период получения высшего, среднего специального образования скидки со сформированной стоимости обучения в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Беларусь, студентам — детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Территориальными центрами социального обслуживания населения бесплатно предоставляются услуги почасового ухода за детьми-инвалидами (услуги няни) – для семей, в которых родилось двое и более детей одновременно, и семей, воспитывающих детей-инвалидов (п.35 Перечня бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1218 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 02.03.2015 № 150).

«Наш подход к педиатрии мне ближе». Белоруска — о родах и наблюдении ребенка в США

«Наш подход к педиатрии мне ближе». Белоруска — о родах и наблюдении ребенка в США

 О том, что после тяжелых родов в Штатах белорусы привозили лечить ребенка на родину, нам рассказали минские врачи. Неужели на месте не нашлось подходящих специалистов? Мы связались с молодыми родителями и узнали, что всему виной — особый тип медицинской страховки, которая не предоставляет широкого выбора врачей.

Реабилитация ДЦП: стволовые клетки в борьбе за каждый шаг

Реабилитация ДЦП: стволовые клетки в борьбе за каждый шаг

  Нет таких родителей, на которых диагноз «детский церебральный паралич» не произвел бы эффект разорвавшейся бомбы. Ведь при этом заболевании ведется постоянная война за каждое слово, каждый шаг ребенка.
Сейчас есть много методов лечения ДЦП: медикаментозные, физиотерапевтические, психолого-педагогические. Принципиально новые возможности открывает клеточная терапия. В Беларуси также освоили ее методику.

Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями первым в нашей стране применил мезенхимальные стволовые клетки (МСК) для лечения детей с ДЦП. Главный врач, главный внештатный специалист Минздрава по детской реабилитации Александр Яковлев (на снимке) рассказал, что 1,5 года назад совместно с сотрудниками кафедры детской неврологии БелМАПО и РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии дали старт научной программе, средства на реализацию которой выделило государство.
Это относительно новый вид лечения; суть — введение в организм МСК, затем — комплексная реабилитация.  Трансплантированные клетки стимулируют репарации нервной ткани, способствуя функциональному восстановлению поврежденного мозга, воссоздают новые кровеносные сосуды, улучшают кровоснабжение нервной системы ребенка. Главное — нет реакции отторжения. Клетки можно вводить без учета совместимости по тканевым антигенам.
Трансплантация стволовых клеток — довольно сложная и дорогая процедура. В Китае стоит порядка 40 тысяч долларов США, в России — 10–15 тысяч.
В Беларуси 4 детям пересадили стволовые клетки инъекционным способом бесплатно.
Многие дети имеют речевую патологию. Специалисты центра помогают справляться с этой проблемой. Маленькая Лиза занимается с учителем-логопедом Любовью Тыманович-Еремеевой. Выпускнице БГПУ им. М. Танка нравится работать с детворой. 
МГЦМРД оказывает специализированную помощь детям уже 35 лет. История центра началась в отделении 7-й ГКБ Минска. Чуть позже была 1-я детская горбольница, в которой открылись 2 отделения: психоневрологическое и ортопедическое. В 2001 году центр реабилитации «переехал» на ул. Володарского. Изначально планировалось 80 коек, теперь их в учреждении 180. Ежегодно более 2 000 маленьких минчан и иногородних пациентов проходят курс восстановления.
Современная нейрореабилитация — высокотехнологичный и дорогой процесс. Представление о реабилитационном центре как о массажных кабинетах, залах ЛФК и физиотерапии кануло в Лету. Клиника оснащена современной механикой и робототехникой.
Инструктор ЛФК Алексей Алисиенок уже придумал задания для Артура, занимающегося на швейцарском комплексе Lokomat. 
Особое место отводится кинезотерапии. Для пассивной разработки движений в суставах — тренажеры фирмы KINETEC; для диагностики и тренировки нарушений статической и динамической координации — компьютерные комплексы «Стабилан-01» и «Велогеймик»; для тренировки верхней конечности — Pablo (Австрия), лечебные костюмы «Адели». Гордость центра — швейцарские комплексы ARMEO и Lokomat фирмы  Hocoma. ARMEO позволяет развивать и усиливать локомоторную и хватательную функции руки. Тренировки проходят в 3D-режиме — ребенок воспринимает процесс как реальную жизненную ситуацию. Lokomat — роботизированный комплекс для локомоторных тренировок, помогающий улучшить двигательную активность пациентов.
Больные дети бесплатно получают доступ к технологиям, признанным в мире.
Вовлечение ребят в повседневную жизнь — лучшее лечение. На это нацелены 6 специалистов — логопеды, психологи, эрготерапевты. Они работают и с родителями: объясняют им тонкости заболевания, при котором надо делать многое, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.
Центру помогают организации и физические лица. Основные постоянные спонсоры — Офицерское собрание КГБ, Минское городское агентство по госрегистрации и земельному кадастру во главе с директором Александром Петрашем. Не так давно МГЦМРД посетили жены руководителей дипломатических представительств и консульских учреждений. Они передали деньги для укрепления материально-технической базы центра.
Компания McDonald’s дважды проводила благотворительные акции в поддержку детей. Три года центр сотрудничает с благотворительным фондом «Теодора», практикующим клоунотерапию (артисты прошли специальную подготовку) в разных странах. Есть проект «Исцеляющая магия»: детей обучают простым фокусам, чтобы они развивали мелкую моторику.
Шестилетней Маше из Бобруйска недавно ввели стволовые клетки. Юную пациентку и ее маму (она была донором) навестила заместитель главного врача по медчасти Юлия Тришина. 
Радость, смех и положительные эмоции — лучшие доктора. В игровых комнатах каждый ребенок находит занятие по душе.
Мама помогает Матвею осваивать компьютерный комплекс Pablo, предназначенный для тренировки руки. 
Тесное сотрудничество налажено и с Русской православной церковью. Центр посещает сестричество, созданное в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Сестры помогают ухаживать за детьми, занимаются с ними. Утренники и бесплатные концерты дают народный ансамбль музыки, танца и песни «Рэй» факультета народной культуры БГПУ им. М. Танка, а также ученики детской музыкальной школы искусств № 2 им. Н. И. Аладова.
ДЦП не приговор, это просто другой образ жизни.

Сделать жизнь особых детей легче

Сделать жизнь особых детей легче

 Новый метод борьбы за здоровье маленьких белорусов с диагнозом ДЦП начали использовать белорусские медики. В основе нестандартного курса лечения — стволовые клетки. О первых успехах — Юлия Гризунт.

Они могут превращаться в любые клетки человеческого организма, и именно эту возможность стволовых клеток наши медики решили использовать, чтобы помочь детишкам со сложным диагнозом ДЦП. Родственники первой пациентки сейчас рассказывают: врачи даже не предполагали, какие итоги их ждут.

Суть сложного механизма работы стволовых клеток — создать в больных органах ребенка здоровые участки, которые в процессе реабилитации обучаются всему заново. И эффект сохраняется на всю жизнь.

Леонид Шалькевич, заведующий кафедрой детской неврологии, доцент, кандидат медицинских наук:«Стволовые клетки создают своего рода запас, подушку безопасности, на которой реабилитационные методики оказывают более выраженный эффект, чем если мы эти стволовые клетки не вводим. Поэтому, если ввести эти стволовые клетки, сидеть и ждать, то никакого эффекта мы не увидим, если проводить обычные мероприятия, эффект мы увидим, если мы совмещаем стволовые клетки и реабилитационные мероприятия, эффект значительно улучшается».

Донорами чаще всего выступают родители пациентов. Материал для процедуры выращивается онкологами от 2 недель до месяца, количество стволовых клеток должно достичь одного миллиона. Кстати, побочных эффектов от нового метода лечения пока не было установлено как в Беларуси, так и во всем мире.

Новый метод был введен ровно год назад. За это время 5 пациентам с диагнозом ДЦП были подсажены стволовые клетки. Наблюдение за ними продолжается. Медики отмечают серьезные улучшения в движении и речи детей.

То, что борьбу за здоровье маленьких белорусов с помощью этого метода врачи продолжат, сомнения почти нет. Более того, идти далее медики планируют сразу в двух направлениях. Первое и основное — лечение более сложных форм ДЦП, несмотря на то что они встречаются только в 20% случаев, второе — лечение других заболеваний нервной системы способом подсаживания стволовых клеток.

Источник